Главные премьеры кинофестиваля DOKer-2019: роботы, игры, интернет

«ДОКер» — первый и единственный московский международный фестиваль документального кино, которому в этому году исполняется уже 5 лет. Это уникальный проект, который появился в начале 2011 года, когда несколько российских продюсеров, режиссёров и операторов документального кино стали организовывать и проводить в Москве и некоторых других городах России показы авторских неигровых фильмов.

За время существования проекта было проведено более 400 показов. Основу программы всегда составляли российские документальные фильмы, но помимо них можно было увидеть работы европейских и американских документалистов.

Однако, «ДОКер» не ограничивался одними показами. В рамках проекта были организованы дискуссии с авторами фильмов, регулярные социокультурные исследования аудитории, сотрудничество с различными кинофестивалями, закрытые показы перед мировыми премьерами, поддержка отечественного документального кинопроката и т.д.

Основной целью проекта было не просто показать документальное кино, а популяризовать его. Исследовать и продемонстрировать в России всевозможные формы и жанры мирового документального кино как отдельного направления киноискусства. 

В 2015 году в рамках этого проекта прошел первый одноименный кинофестиваль. Тогда было всего три программы: конкурс полного метра, конкурс короткого метра и «Кино в кино» — программа, посвященная документальным фильмам о кинематографистах.

Спустя пять лет фестиваль стала гораздо разнообразнее. «DOKer» 2019 года — это квинтэссенция всех трудов и стараний команды за последнее время и результат постоянного поиска новых документальных фильмов. 

Фестиваль состоит, как обычно, из двух основных конкурсных программ: короткий и полный метр, а также из нескольких специальных: 

  1. «DOKer Kids» — детская программа, созданная с целью познакомить юных зрителей с миром документального кино; 
  2. «ДОК Терапия» — новая для этого года программа, фильмы которой повествуют о ментальных проблемах людей и показывают насколько важно заботиться о своей психике; 
  3. «Let IT dok!» — одна из самых интересных программ, «старожил» фестиваля, которая дебютировала ещё в 2016 году. Остаётся главным мотивом для людей, увлечённых технологиями познакомиться с документальным кинематографом.

О чём именно повествуют фильмы этой программы и на что нужно идти обязательно? Давайте разбираться. Начну я с фильмов, которые мне понравились больше всего. Их всего три, но эмоций они дарят огромное количество.

«Кто тебя сделал?»

Каждую неделю мы слышим новости о роботах, искусственном интеллекте, киборгах. Известный робот София получила гражданство Саудовской Аравии, в очередном городе открылся бордель с роботами, оркестр сыграл пьесу, сочиненную нейросетью и так далее. Будем честны, сегодня новые технологии и искусственный интеллект достигают как нашего физического, так и умственного уровня бытия. 

Подобное развитие машин заставляет задуматься и об изменении отношения к ним. Это уже не просто «дополнительные руки» на заводах, не просто голос в вашем телефоне. Это полноценные участники нашего общества. Как к ним относиться с точки зрения морали? 

Именно этим и многими другими вопросами задаётся главный герой фильма, финский исследователь доктор Майкл Лаакасуо, чья работа «Нравственность интеллектуальных машин» получила международное признание. Он рассматривает современные технологии не только с технической, но и с философской точки зрения. 

Фильм практически полностью состоит из интервью. С создателями роботов, с киборгами, с учёными, с людьми, которым роботы помогают не остаться одним и которых роботы чему-то учат, с самими роботами. Что находится за кулисами борделя с роботами? Как живут киборги? Это и многое другое вы сможете узнать из фильма, лейтмотивом которого идут диалоги робота с детьми — они учат робота давать пять и спрашивают не по возрасту серьёзные вопросы.

Всё это сопровождается прекрасным саундтреком, состоящим как из погружающей в атмосферу спокойствия, так и порой пугающей электронной музыки. Мне понравилась и операторская работа. Фильм наполнен крупными планами, панорамной съёмкой мест, где происходят действия и т.д.

Режиссёром фильма выступила Иирис Хярма, работа которой «Покидая Африку» участвовала в 2016 году на фестивале DOKer и была отмечена «Специальным Упоминанием» жюри Кинофестиваля. 

Очень интересный фильм, поднимающий чрезвычайно важные на сегодняшний день темы. 

«Название игры»

Игры были, есть и будут довольно важной частью жизни для многих из нас. Это понимали, как в 80-х, так и сейчас. Одной из самых популярных видеоигр двадцатого века была Robotron 2084 — аркадный shoot’ em up за авторством Юджина Джарвиса. Одним из самых первых тайтлов для PlayStation 4 стала игра Resogun финской студии Housemarque, парни из которой играли в Robotron и решили сделать его преемника, для чего им теперь нужно объединится с одним из своих кумиров.

Фильм проливает свет на жизнь студии Housemarque после успешного выхода Resogun, на разработку игры Alienation и, собственно, духовного наследника Robotron 2084 — Nex Machina. Он рассказывает о дружбе и сотрудничестве, работе в формате 24/7, участии в невероятном игровом шоу, трудностях при выборе названия игры, любви финских разработчиков к пиву, пицце и многом другом.

Фильм не блещет какими-то операторскими приемами и… этим он и хорош! Картина снята почти как блог — камера постоянно следует за участниками команды разработки. Создается своеобразный эффект присутствия зрителя в картине. И это очень круто! Фильм невероятно стильный. Например, перемещения героев показываются с помощью перемещения их пиксельных лиц по такой же пиксельной поверхности земли. Представление главных персонажей зрителю также происходит с помощью пиксель-арт изображений героев. 

Режиссёр фильма — Пол Форель. Лауреат многочисленных премий, некогда возглавлявший целый продюсерский центр в Финляндии.

Невероятно крутая и стильная кинокартина, которая, я уверен, однозначно понравится всем фанатам и деятелям современной и старой игровой индустрии.

«Четвёртая власть»

Глупо отрицать, что средства массовой информации, что раньше, что сейчас оказывали огромное влияние на общество. Не зря СМИ назвали четвёртой властью. Но что происходит с ними сейчас, во время их ренессанса? Старые СМИ отмирают и уступают интернет-СМИ? Как живут главные поставщики информации в век, когда каждый — сам себе сам себе поисковик информации, её фильтр и потребитель? 

Именно на эти вопросы и ответит фильм «Четвёртая власть». Картина рассказывает о жизни нескольких СМИ и о том, как они адаптируются к современным форматам передачи и потребления информации, какие форматы придумывают, как сохраняют старую аудиторию и как получают новую.

Мы буквально находимся в офисе этих СМИ. Камера или берёт крупный план помещения, или расположена настолько близко к объекту съемки, что создаётся ощущение, будто она следит за тем или иным работником, а затем, незаметно подкравшись и дав себя обнаружить, берёт интервью у своего разоблачителя. Частые панорамные съёмки погружают в атмосферу снимаемых городов. В фильме присутствуют комментарии автора, которые всегда появляются между интервью в сопровождении приятных музыкальных композиций. 

Режиссёром фильма стал Дитер Фарер. Швейцарский продюсер, кинооператор и режиссёр, член Европейской Киноакадемии.

Очень интересное кино, погружающее зрителя в повседневную жизнь журналистов.


Вам могут понравится и другие фильмы программы, тем более что их ещё шесть, и все, безусловно, заслуживают внимания. Предлагаю кратко о них поговорить.

Начать предлагаю с отечественного фильма «Летсплей». Эта картина расскажет о том, что происходит за кулисами компьютерных сражений, побед и поражений героев виртуального мира. Кино поднимает довольно актуальную тему для России, ведь у нас в 2016 году киберспортивные игры стали официальным видом спорта, а за жизнью мировых чемпионов, которые всецело отдают себя любимому делу наблюдать всегда интересно, что и позволяет сделать работа нашего режиссера Владимира Головнева.

А вот режиссёр из США Алекс Уинтер, известный широкой аудитории, как актёр популярных молодёжных комедий, а также как режиссёр триллера «Лихорадка», решил снять фильм о блокчейне и деньгах будущего или очередном «мыльном пузыре» — криптовалютах. Более того, сделать он это решил это с помощью блокчейна и распространить с помощью блокчейна. Фильм «Машина доверия: страсти по блокчейну» максимально широко расскажет о всех тонкостях криптовалют и блокчейна, об их эволюции и роли в современном мире.

Индийскому и английскому режиссёрам Джерри Ротвеллу и Рауну Гошу не до игр или споров о блокчейне — они интересуются перспективами развития образования. Их совместный фильм «Школа в облаках» поведает об идее индийского учёного-просветителя Сугаты Митры о Самоорганизующихся Учебных Пространствах — «Школы в облаках» — своеобразных лабораториях, в которых дети могут проводить исследования и обучаться друг у друга, используя ресурсы из «облаков». А также о бенгальских школьниках, впервые столкнувшихся с Интернетом. 

Китайский режиссёр и по совместительству специалист по информационным технологиям Хао Ву, как и его родная страна мчит впереди планеты всей, рассказывая в своём новом фильме «Народная республика желания» о судьбе двух онлайн-звёзд, выросших в китайской глуши, добившихся славы и успеха, но обнаруживших, что неуловимость счастья распространяется не только на реальный, но и на виртуальный мир.

Кто сказал, что хорошее документальное кино обязательно должно быть полнометражным, и вообще — фильмом с живыми актёрами? Вот и австрийские режиссеры Робин Клигель и Леонард Мюллнер с этим утверждением не согласны и предлагают зрителям свою короткометражку «Операция Джейн Уолк».

Эта довольно необычная кинокартина, основанная на многопользовательском антиутопическом шутере Tom Clancy’s The Division, действие которого происходит в центре Манхэттена. Милитаристское развлечение сталкивается с обзорной экскурсией по городу, что и делает эту картину довольно ироничной по своему содержанию.  

Не согласна с этим и режиссер фильма «Русские окна» — американский этнограф и документалист Оливия Эбертц. Это небольшой фильм-эссе о парадоксах цифрового присутствия, снятый исключительно на веб-камеру.

Он основан на собственной истории Оливии, которая пытается дистанционно изучить русский язык и прибегает к помощи онлайн-курсов от учительницы Вари из России. Интересуясь реалиями российской жизни, Оливия просматривает улочки разных городов нашей необъятной Родины через Google Street View, изучает обзоры магазинов и обнаруживает неожиданные для себя находки. 


Естественно, на фестивале вы сможете пообщаться с авторами понравившегося вам фильма, сходить на мастер-классы, погрузиться в атмосферу документального кино и просто насладиться им. Приятного просмотра!

Похожие материалы