Фандорин для зумеров. Впечатления от нового российского сериала «Фандорин. Азазель»

фандорин сериал обзор кинопоиск

В 2005 году полнометражный фильм о приключениях сыщика Эраста Фандорина, снятый по книгам Бориса Акунина, получил положительные отзывы, да я и сам как сейчас помню эти ощущения после кинотеатра — красивый, приятный фильм с потрясающей зимней атмосферой российской империи конца 19 века… Пейзажи из фильма до сих пор стоят перед глазами, как и прекрасная актёрская игра и харизма Олега Меньшикова, который сыграл главную роль.

«Сериал должен в разы превзойти фильм по качеству», — подумал я, ведь прошло аж 18 лет! Но что-то пошло не так.

Когда я только увидел анонс проекта, первый же страх вызвала «современная Россия». Но тут создатели смогли выкрутиться и сделали альтернативную версию вселенной, где династия Романовых всё ещё правит Российской Империей. Второй страх — Фандорин. Персонажа как будто адаптировали для зумеров — слишком молодой и дёрганный. Тут уже нормально выкрутиться не получилось. Создатели попытались угодить, как говорится, и вашим, и нашим: сохранить атмосферу старины и сделать героя более молодёжным для широкой аудитории. Но ни тем, ни другим угодить не получилось.

Слабее всего сериал выглядит визуально — да, какие-то игрушечные роботы со старинными буквами в интерфейсе катаются, прозрачные экраны на полкомнаты, интересные задники с новыми «сталинскими высотками», но на этом всё. Никак и ничего больше не выдаёт в современном Питере императорскую Россию будущего, сочетающую в себе ретро и футуризм одновременно. За окном обычная реальность, в которой будто начался маскарад под старину — да и то лишь частично.

Ничего нового и новаторского. Уж проще тогда было бы перенести действие в наше время и не заморачиваться с попытками проработать новую вселенную. Зато зумерские штучки и шуточки на месте — это пожалуйста, и вызывают они тот ещё стыд. Особенно вступительная сцена с местным «альфой», похожим на тиктокера, за которым бегает полицейский робот и несколько минут абсолютно ничего не делает, кроме как распознаёт опасность — воистину, будущее уже тут.

фандорин сериал обзор кинопоиск

А что же Фандорин? Тот, на ком и должен строиться сериал? Даже если не брать в расчёт сравнение с харизматичным, уверенным в себе, остроумным и мрачным героем Меньшикова, которому веришь и за котором готов следовать, перед нами будто типичный главный герой аниме-сериала, рассчитанного на школьную аудиторию — такой же неловкий, зажатый, запинающийся, абсолютно не харизматичный и даже не узнаваемый среди остальных. Простой серый мышонок. Иногда невозможно отличить и понять, кто из героев Фандорин — видимо поэтому его фамилия так часто и звучит вслух, чтобы и сами герои не забыли, кто перед ним.

фандорин сериал обзор кинопоиск

Сериал вышел из под крыла «Плюс Студии», которая продюсирует все новые проекты для Кинопоиска (студия по факту является продюсерским центром «Яндекса» и вместе с партнёрами продюсирует фильмы, сериалы, книги, аудиокниги, подкасты, офлайн-события, концерты, выставки и спектакли). Например, тот же «Конец света», который привнёс новый уровень фарса и иронии в русские сериалы, был очень мощным и новаторским. Создатели позиционируют «Фандорина» как альтернативу «Шерлоку» или «Элементарно». И если «Элементарно» — довольно пресноватая копия «Шерлока», то там хотя бы был интересный главный герой, как, собственно, и в самом «Шерлоке», где большая часть сериала строилась на одном актёре.

Тут же не нашлось места ни чему-то необычному или новому в жанре детектива, ни харизматичному герою. Во-первых, все головоломки разбиваются о скучного и пресного Эраста, о котором, по традиции, с самого начала зрителю ничего неизвестно — видимо, биографию переосмысленного персонажа решили растянуть на весь сезон, из-за чего наблюдать за невыразительным главным героем становится ещё утомительнее.

А во-вторых, вместе с утомительным героем сами головоломки и детективные линии выглядят так же утомительно — он что-то ходит, бормочет под нос, мнётся… Сплошные монотонные диалоги между персонажами путают нить происходящего, и ты находишь себя в посторонних мыслях — как вдруг герои уже разобрались со всеми загадками. За всей этой болтовнёй абсолютно неинтересно следить. И ладно бы актёры были плохие — нет, все справляются со своей задачей хорошо или как минимум неплохо, вот только им будто бы не сказали, как и что нужно играть, забыли придать самостоятельности и добавить жизни персонажами. Даже когда смотришь на массовку, видно, как толпа делает что-то по общей команде — топорно и одновременно.

фандорин сериал обзор кинопоиск

Где-то позади Фандорина мелькают истории про управленцев царской России, что, по идее, должно стать интересной линией, этакой местной «Игрой Престолов» в закулисье, но даже тут перед нами оказывается скучная драма обычных людей, которых будто взяли из любого другого драматического сериала, действие которого происходит в спальной панельке. Разве что когда император ходит, размышляя, с бутылкой в руке и матерится — выглядит это вполне забавно.

Но в сериале есть и плюсы. Например, почти нет цензуры: сцены убийств и кровь показываются крупным планом. Хорошая съёмка и качественный постпродакшн, даже тонкий стёб над современными реалиями завезли. Актёры стараются, как могут. У сериала единый сюжет на весь сезон, так что перед нами не типичный детективный процедурал. Может быть к середине сериал ещё раскачается.

фандорин сериал обзор кинопоиск

Но пока что сериал не впечатляет. Пытались сделать «и вашим, и нашим», а получилось — никому. Современная императорская России выглядит нелепо, а Фандорин, на котором должно всё держаться, получился каким-то совсем уж ватным комочком. Может быть стоило сосредоточиться на чём-то одном, а ещё лучше — продумать как следует сеттинг, за который уж взялись, сделав саму историю куда взрослее, с более харизматичным актёром. Задумка получилось как всегда интересной, а вот исполнение…

Конечно, в сериале есть плюсы, но все недочёты и слишком мягкий, буквально безвольный характер происходящего портят и атмосферу, и восприятие. Хочется, чтобы постепенно сериал раскрыл себя, ну а пока смотреть его стоит, только если вы огромный фанат приключений Эраста Фандорина и хотите узнать, что было бы, если бы Фандорин существовал в современной императорской России. Только ожидания лучше сразу не завышать.

Похожие материалы