В 2005 году полнометражный фильм о приключениях сыщика Эраста Фандорина, снятый по книгам Бориса Акунина, получил положительные отзывы, да я и сам как сейчас помню эти ощущения после кинотеатра — красивый, приятный фильм с потрясающей зимней атмосферой российской империи конца 19 века… Пейзажи из фильма до сих пор стоят перед глазами, как и прекрасная актёрская игра и харизма Олега Меньшикова, который сыграл главную роль.
«Сериал должен в разы превзойти фильм по качеству», — подумал я, ведь прошло аж 18 лет! Но что-то пошло не так.
Когда я только увидел анонс проекта, первый же страх вызвала «современная Россия». Но тут создатели смогли выкрутиться и сделали альтернативную версию вселенной, где династия Романовых всё ещё правит Российской Империей. Второй страх — Фандорин. Персонажа как будто адаптировали для зумеров — слишком молодой и дёрганный. Тут уже нормально выкрутиться не получилось. Создатели попытались угодить, как говорится, и вашим, и нашим: сохранить атмосферу старины и сделать героя более молодёжным для широкой аудитории. Но ни тем, ни другим угодить не получилось.
Слабее всего сериал выглядит визуально — да, какие-то игрушечные роботы со старинными буквами в интерфейсе катаются, прозрачные экраны на полкомнаты, интересные задники с новыми «сталинскими высотками», но на этом всё. Никак и ничего больше не выдаёт в современном Питере императорскую Россию будущего, сочетающую в себе ретро и футуризм одновременно. За окном обычная реальность, в которой будто начался маскарад под старину — да и то лишь частично.
Ничего нового и новаторского. Уж проще тогда было бы перенести действие в наше время и не заморачиваться с попытками проработать новую вселенную. Зато зумерские штучки и шуточки на месте — это пожалуйста, и вызывают они тот ещё стыд. Особенно вступительная сцена с местным «альфой», похожим на тиктокера, за которым бегает полицейский робот и несколько минут абсолютно ничего не делает, кроме как распознаёт опасность — воистину, будущее уже тут.
А что же Фандорин? Тот, на ком и должен строиться сериал? Даже если не брать в расчёт сравнение с харизматичным, уверенным в себе, остроумным и мрачным героем Меньшикова, которому веришь и за котором готов следовать, перед нами будто типичный главный герой аниме-сериала, рассчитанного на школьную аудиторию — такой же неловкий, зажатый, запинающийся, абсолютно не харизматичный и даже не узнаваемый среди остальных. Простой серый мышонок. Иногда невозможно отличить и понять, кто из героев Фандорин — видимо поэтому его фамилия так часто и звучит вслух, чтобы и сами герои не забыли, кто перед ним.
Сериал вышел из под крыла «Плюс Студии», которая продюсирует все новые проекты для Кинопоиска (студия по факту является продюсерским центром «Яндекса» и вместе с партнёрами продюсирует фильмы, сериалы, книги, аудиокниги, подкасты, офлайн-события, концерты, выставки и спектакли). Например, тот же «Конец света», который привнёс новый уровень фарса и иронии в русские сериалы, был очень мощным и новаторским. Создатели позиционируют «Фандорина» как альтернативу «Шерлоку» или «Элементарно». И если «Элементарно» — довольно пресноватая копия «Шерлока», то там хотя бы был интересный главный герой, как, собственно, и в самом «Шерлоке», где большая часть сериала строилась на одном актёре.
Тут же не нашлось места ни чему-то необычному или новому в жанре детектива, ни харизматичному герою. Во-первых, все головоломки разбиваются о скучного и пресного Эраста, о котором, по традиции, с самого начала зрителю ничего неизвестно — видимо, биографию переосмысленного персонажа решили растянуть на весь сезон, из-за чего наблюдать за невыразительным главным героем становится ещё утомительнее.
А во-вторых, вместе с утомительным героем сами головоломки и детективные линии выглядят так же утомительно — он что-то ходит, бормочет под нос, мнётся… Сплошные монотонные диалоги между персонажами путают нить происходящего, и ты находишь себя в посторонних мыслях — как вдруг герои уже разобрались со всеми загадками. За всей этой болтовнёй абсолютно неинтересно следить. И ладно бы актёры были плохие — нет, все справляются со своей задачей хорошо или как минимум неплохо, вот только им будто бы не сказали, как и что нужно играть, забыли придать самостоятельности и добавить жизни персонажами. Даже когда смотришь на массовку, видно, как толпа делает что-то по общей команде — топорно и одновременно.
Где-то позади Фандорина мелькают истории про управленцев царской России, что, по идее, должно стать интересной линией, этакой местной «Игрой Престолов» в закулисье, но даже тут перед нами оказывается скучная драма обычных людей, которых будто взяли из любого другого драматического сериала, действие которого происходит в спальной панельке. Разве что когда император ходит, размышляя, с бутылкой в руке и матерится — выглядит это вполне забавно.
Но в сериале есть и плюсы. Например, почти нет цензуры: сцены убийств и кровь показываются крупным планом. Хорошая съёмка и качественный постпродакшн, даже тонкий стёб над современными реалиями завезли. Актёры стараются, как могут. У сериала единый сюжет на весь сезон, так что перед нами не типичный детективный процедурал. Может быть к середине сериал ещё раскачается.
Но пока что сериал не впечатляет. Пытались сделать «и вашим, и нашим», а получилось — никому. Современная императорская России выглядит нелепо, а Фандорин, на котором должно всё держаться, получился каким-то совсем уж ватным комочком. Может быть стоило сосредоточиться на чём-то одном, а ещё лучше — продумать как следует сеттинг, за который уж взялись, сделав саму историю куда взрослее, с более харизматичным актёром. Задумка получилось как всегда интересной, а вот исполнение…
Конечно, в сериале есть плюсы, но все недочёты и слишком мягкий, буквально безвольный характер происходящего портят и атмосферу, и восприятие. Хочется, чтобы постепенно сериал раскрыл себя, ну а пока смотреть его стоит, только если вы огромный фанат приключений Эраста Фандорина и хотите узнать, что было бы, если бы Фандорин существовал в современной императорской России. Только ожидания лучше сразу не завышать.