В начале августа Netflix осуществил желание сотен фанатов культового комикса Нила Геймана — сервис выпустил на экраны сериал «Песочный человек». Первый сезон уже получил массу хвалебных отзывов от критиков, но не все зрители остались довольны. Удалось ли шоуранерам воплотить в жизнь всё задуманное и стоил ли сериал 30-летнего ожидания?
Комикс Нила Геймана «Песочный человек» (The Sandman) вышел в 1989 году. Британский писатель-фантаст поднял ту тему, что не давала покоя многим — тему сновидений и мира снов. Причудливое и сюрреалистическое произведение буквально сразу получило признание и обзавелось множеством фанатов. Кроме того, «The Sandman» стал единственным комиксом, получившим международную премию World Fantasy Award.
Не успели остыть первые тиражи комикса, как фаны начали просить об экранизации «Песочного человека». Однако долгое время казалось, что перенести историю Морфея на экраны будет просто-напросто невозможно. Еще в 90-ых появлялись сценарии будущих фильмов, но процесс не двигался с мертвой точки. В 2000-ых годах сам Нил Гейман заявлял на все попытки состряпать фильм, что уж лучше «Песочного человека» не снимут никогда, чем выйдет его плохая экранизация.
В 2019 году мечты всё же начали претворяться в жизнь. Netflix и Warner Bros. заключили сделку и решили совместными усилиями превратить комикс в сериал. При поддержке DC Entertainment, а также непосредственном участии самого Нила Геймана в 2020 году стартовали съемки. И вот, в 2022 году 10-серийный сезон «Песочного человека» увидел свет. Каким же он получился?
Сериал «The Sandman» не стал тем, от чего у фанатов оригинального комикса могло бы сильно пригореть, что уже, несомненно, радует. Однако он явно не дотягивает до шедевра, который захотелось бы пересмотреть или кому-то порекомендовать спустя 10 или хотя бы 5 лет. В отличие от самого оригинала. Не помогло даже то, что сериал оказался практически идентичен комиксу. А ведь на точное совпадение был сделан серьёзный упор: при желании можно открыть оригинальные страницы и сравнивать их со скриншотами из серий — картинка будет практически одинаковой.
С одной стороны, идея так тщательно следовать за оригиналом хороша, но она, безусловно, лишает знатоков «Песочного человека» любых элементов неожиданности. Многим фанатам уже известный им сюжет, да ещё и так досконально пересказанный, может показаться несколько скучным. Попытки буквально дословно передать диалоги героев, которые присутствуют в комиксе, и, например, занимают всего одну страницу, а на экране размазываются на долгую статичную сцену, делают темп сериала крайне вялотекущим.
Полное совпадение с оригинальным комиксом становится явным минусом для тех, кто его уже читал. А что же с теми, кто ещё не знаком с «Песочным человеком»? Для них также нашелся жирный минус. Быть может в комиксе всё это выглядит органичным, но в сериале канва сюжета оказывается построена крайне странным образом. Сезон словно поделили на две не связанные между собой части.
Первая серия начинается с того, что зрителя переносят в 1916 год, когда британский аристократ Родерик Бёрджесс (Чарльз Дэнс) собирает оккультную группу для проведения крайне опасного ритуала. Он задумывает поймать саму Смерть, чтобы пленить её и вынудить воскресить его умершего сына. Однако что-то пошло не так, и в ловушку вместо старухи с косой попадает повелитель мира снов (Том Старридж).
К несчастью, Морфею приходится провести в заточении сотни лет. В это время многих людей начинает одолевать сонная болезнь, другие и вовсе перестают спать. Без своего непосредственного руководителя в дневной мир просачиваются кошмары, мир сновидений при этом приходит в упадок — в общем, царит полное мракобесие и хаос.
Когда Морфею всё же удаётся вырваться на свободу, он отправляется на поиски украденных у него артефактов и сбежавших кошмаров. Казалось бы, вот тут то и можно было бы развернуть интересную сюжетную линию с поиском украденного, поимкой беглецов и местью всем причастным к пленению Сна. Однако этому действу отводят всего несколько серий, а всё остальное экранное время зрителя знакомят с кучей разрозненных персонажей, показывают филлерную серию, полностью посвященную одному из второстепенных героев, и ещё больше путают. В итоге при просмотре иногда хочется поставить сериал на паузу и задать в пространство недоуменный вопрос — а что тут вообще происходит?
Ближе к финалу неожиданно появляется новая, но, наконец, чёткая сюжетная арка. В этот момент начинает казаться, что первый сезон уже в принципе окончен и начался следующий, потому как на экране разворачивается совсем новая история. Появляется ещё один персонаж Вихрь (актриса Kyo Ra) — она, следуя своему имени, буквально врывается в повествование, а весь сюжет тут же начинает вращаться вокруг неё.
При просмотре также сложно не обратить внимание, что весь этот сюжетный мэш-ап движется крайне неспешно. Сценаристы словно боялись сделать его чуточку более динамичным, чуточку более жутким и кровавым, чуточку более живым. А ведь в первоисточнике можно насчитать немало откровенных или жёстких сцен.
В мире сериала полным-полно убийц, взять того же Коринфянина (Бойд Холбрук), однако все они словно никакие. Не добрые и не хорошие, без яркой индивидуальности и совсем не нагоняют жуть. В оригинале Коринфянин предстаёт как настоящий кошмар, поедающий глаза людей. Он злобный и кровожадный, он «тёмное зеркало человечества», направляющее различных отморозков на путь серийных убийц. В сериале же его образ кажется обычным и не запоминающимся. Все жестокие сцены тщательно скрыты из кадра, видимо для того чтобы присвоить «Песочному человеку» менее взрослый рейтинг и заполучить просмотры от более юных зрителей. При этом Коринфянин не гнушается вполне человеческих поступков, например, любовных утех с парочкой проходных персонажей.
И вот тут стоит назвать очевидный минус, от которого бомбануло у множества зрителей — абсолютно неуместная и вставленная везде, где только можно и нельзя так называемая «повестка». Нил Гейман явно во многом сдерживал сценаристов Netflix, но в данном случае он полностью отпустил все тормоза, и их понесло.
При просмотре может сложиться ощущение, что в мире «Песочного человека» каждый второй, если не первый, является человеком (ну или существом) нестандартной ориентации. Количество таких персонажей просто зашкаливает – из 10 серий сложно выделить хотя бы одну, где не упоминается или не показывается что-то на эту тему. В первых же сериях выясняется, что сын оккультиста Родерика Бёрджесса Алекс (Лори Кинастон) явно не интересуется противоположным полом и собирается прожить всю жизнь с мужчиной. Спрашивается, зачем зрителям эта информация? Персонажа показывают всего ничего, его никак толком не раскрывают как личность, но самое главное, по мнению сценаристов, показано — он любит мужчин.
Вот так и персонаж Коринфянина предстаёт не просто кошмаром и жутким отрицательным типом, но и пылким любовником. Зачем и почему — это явно не те вопросы, которыми отягощались сценаристы. Вместо того чтобы раскрыть его как личность и показать тёмные стороны, зрителю зачем-то показывают, что ему не чужды утехи с юношами.
Но больше всего недоумения вызывает серия «24 часа», в которой Джон Ди (Дэвид Тьюлис) начинает раскрывать истинную сущность посетителей и работников одной из придорожных забегаловок при помощи рубина, принадлежащего Морфею. Серия несколько отличается от оригинала тем, что она не так жестока и страшна, ну, да и ладно. Но то, что она оканчивается однополой оргией на минималках — это как минимум странновато.
Также в «The Sandman» не обошлось без двух выступлений третьестепенного персонажа в образе драг-квин, на которые в принципе можно было бы и не тратить сюжетное время. Сказать, что все это полный перебор даже для зрителей, которые обычно прощают подобные вольности сериалам от Netflix — это уже ничего не сказать. К сожалению, в последнее время это беда большинства современных фэнтэзи, где вместо интересного сюжета зрителя заваливают не совсем уместной или же совсем неуместной «повесткой». Всё это отразилось и на актёрах, отобранных Netflix, однако, к счастью, тут всё оказалось не столь критично, как изначально опасались фанаты.
Главную роль Морфея исполнил Том Старридж. Известно, что в комиксе Сон больше похож на самого автора, однако актёру все же удалось идеально воплотить образ Морфея и талантливо сыграть потустороннее и загадочное существо. В его исполнении повелитель мира снов предстал перед зрителем несколько надменным и отрешённым. Он явно холоден, но в то же время не совсем лишён чувств и эмоций.
Местами некоторым может показаться, что несколько деревянное и бледное лицо Морфея напоминает какого-нибудь клыкастого персонажа из «Сумерек». Возможно, несколько лет назад на его роль мог бы претендовать Роберт Паттисон (актёры, кстати, являются хорошими друзьями), но как бы выглядел Сон в таком случае, мы уже (к счастью) не узнаем.
Ещё одна несомненная удача — это выбор актёра Дэвида Тьюлиса на роль Джона Ди. Моментами фанатам «Гарри Поттера» может показаться, что перед ними несколько поехавший умом глава семейства Уизли, но Тьюлиса всё же нельзя считать заложником одной роли. Несомненно, талантливый актёр, он сумел передать характер настоящего опасного безумца.
Остальные актёры хоть и сыграли хорошо, но их выбор всё же вызвал множество споров. Так, например, в сериале не смогли показать персонажа Джона Константина. Как пояснил сам Нил Гейман, права на ввод данного героя, задействованного в других фильмах и сериалах, были ограничены. В результате его заменили Джоанной Константин, роль которой исполнила Дженна Коулман. В сериале феминная версия Джона состояла в отношениях с девушкой, но тут уже даже удивляться не хочется. Вопросы «зачем» и «почему» явно не актуальны.
Люцифер неожиданно также оказался женщиной — его сыграла известная по «Игре Престолов» актриса Гвендолин Кристи. Любопытно, что в комиксе образ Владыки Ада был основан на образе Дэвида Боуи. Однако в сериале Люцифер выглядит как настоящий белокурый ангел, пусть и с чёрными крыльями. В персонаже совсем отсутствует мрачная харизма, Гвендолин выглядит чересчур мягкой и доброй, что не совсем вяжется с тем, кого она играет.
Образ Смерти также не обошелся без некоторых видоизменений. Изначально при создании данного персонажа Нил Гейман опирался на внешность подруги одного из художников, работающего над комиксом — Cиннамон Хедли.
Она была светлокожей и черноволосой девушкой, однако в сериале Смерть сыграла Кирби Хауэлл-Батист — британская темнокожая актриса. В комиксе вид Смерти изменялся в зависимости от того, кто на неё смотрит, так что подобную метаморфозу в принципе можно попробовать списать на это. Правда в одном из эпизодов сценаристы показали, как Смерть вместе с Морфеем примерно в 14 веке посещает паб и несколько странно, что темнокожая женщина тогда не вызвала никакого удивления у посетителей британской таверны. Возможно, они видели её как-то по-другому.
Также немало споров вызвал актёр, исполнивший роль Страсти. Мэйсон Александр Парк является гендерквиром, но вот он определённо справился со своей ролью. Хоть здесь «повестка» не подкачала и привела Netflix к удачному решению! В комиксе Страсть (или Желание) выглядит одновременно и как женщина и как мужчина, поэтому в данном случае Мэйсон стал идеальным воплощением своего персонажа.
В целом же сериал оставляет противоречивое и несколько неприятное послевкусие.
С одной стороны можно увидеть ярких (пусть и немного озабоченных) персонажей и красивую картинку. Не самую крутую компьютерную графику очень легко отличить от живого кадра, но виды царства сновидений или ада всё же оставляют отличные впечатления. На проработку визуала явно были выделены немалые деньги, так что в сериале есть на что взглянуть.
С другой стороны впечатления портит столь явная и неуместная «повестка» и сюжетная мешанина, которая точно запутает непосвящённого зрителя.
Сериал, конечно, не тянет на гениальность, но его также нельзя назвать провальным. Большую скидку сценаристам можно сделать в связи с тем, что оригинал всё же крайне сложен для переноса из страниц комикса на экраны. Однако это не умаляет того факта, что они серьезно подпортили впечатления от просмотра ненужными подробностями сексуальной жизни персонажей.
Концовка сезона явно намекает на продолжение. Что ж, остаётся надеяться, что все ошибки будут учтены и в будущем «Песочный человек» будет больше ориентирован на оригинал без свойственных Netflix вольностей и сможет наконец оправдать фанатские ожидания.