Apple ворует чужие идеи — и это нормально

После WWDC 2020 многие обвинили Apple в отсутствии свежих идей. Ничего нового: виджеты подсмотрели у Android, плитки у Windows. Всё это уже было, а компания просто использовала существующие идеи.

Есть мнение, что Apple никогда не была новатором, а вся её «магия» заключается в грамотном маркетинге. Концепции были украдены у конкурентов, а продукты ничем не выделяются, кроме завышенного прайса. 

Так ли это и ворует ли Apple на самом деле? Давайте разбираться. 

Великие художники воруют

«Когда-то Пабло Пикассо сказал: «Хорошие художники копируют, великие — крадут». Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других».

Стив Джобс

Эти слова наилучшим образом иллюстрируют стратегию, которой придерживается Apple. Компания всегда использовала чужие идеи — у неё это в крови. 

Apple — первая компания, представившая компьютер с привычным нам графическим интерфейсом. Он управлялся мышью, имел окна, меню и иконки. Изначально его представили в 1983 году на компьютере Lisa, а через год появилась улучшенная версия на Macintosh.

Существует мнение, что Apple украла идею этого интерфейса у Xerox. Той самой, что многим известна копировальными машинами. В 70-х она имела исследовательский центр PARC для разработки перспективных концептов. В 1973 там создали компьютер Alto, который управлялся мышью, имел окна и меню. Стиву Джобсу с командой продемонстрировали возможности Alto, а через пять лет Apple выпустила Macintosh со схожей концепцией. 

Подобной тактики придерживается и современная Apple. Так в iOS 14 появились виджеты с Android, групповые чаты из Telegram и перевод от Google. На момент выхода iPhone и Apple Watch уже существовали смартфоны и умные часы. Компания использует чужие идеи и реализует их в своей манере. Но можно ли это назвать воровством?

Возьми и сделай лучше

На самом деле подход Apple нельзя назвать воровством. Компания смотрит, что пользуется спросом, собирает лучшие идеи и доводит их до совершенства. Это касается как софтверных, так и хардверных продуктов. 

Решения Apple и Xerox существенно отличались. Apple изобрела собственную архитектуру, добавила Finder, взаимодействие с файлами с помощью drag-n-drop. Macintosh стоил 2,5 тысячи долларов, а Alto оценили в 40 тыс долларов, поэтому на прилавки магазинов он не попал. 

Джобс увидел перспективу в интерфейсе Xerox, поверил, что так будут выглядеть будущие компьютеры, после чего выпустил реальный продукт за адекватный ценник. При этом, Xerox получила компенсацию акциями за демонстрацию Alto. Через год, когда Apple публично вышла на биржу, они стали стоить 17 миллионов долларов. 

Тоже самое касается виджетов и живых плиток в iOS 14. Microsoft не нашла толкового применения живым плиткам, но Apple сделала их круче и понятнее. Главным образом, от этого выигрывают пользователи, получая топовый продукт в рамках экосистемы Apple. 

Что касается железа, у Apple нет амбиций выпустить продукт быстрее конкурентов. Компания берет интересную концепцию, дорабатывает и делает успешный продукт. Можно ли такую стратегию называть воровством — вам решать. Ясно, что каждый новый продукт Apple становится популярным, развивая выбранный сегмент. Уверен, что пока компания не выпустит сгибаемый смартфон, такой формат не станет популярным. Samsung, Huawei и другие сейчас набивают шишки, на которых Apple учится. 

Плагиат идей — нормальное дело, особенно в IT-мире. Но чаще всего он заканчивается банальным плагиатом. Так было с Samsung, которая была официально признана в копировании дизайна iPhone и заплатила полмиллиарда за плагиат. Патентная война между Apple и Samsung была одной из самых масштабных в сфере мирового патентного законодательства.

Стив Джобс был в гневе, когда впервые увидел Android. По его словам, Google многие вещи скопировала с iOS, и с таким раскладом Стив не был готов мириться.

«Я собираюсь уничтожить Android, потому что это украденный товар. Я готов развязать ядерную войну ради этого».

Стив Джобс

Многие с интересом ждут анонса Apple Glass, которые, по слухам, покажут в конце 2020 года. Рынок AR-очков медленно развивается, так как мало кто понимает, как должны работать подобные устройства и что нужно пользователям.

Apple Glass дадут толчок этой отрасли и поведут за собой Google, Samsung и других крупных игроков. 

Тактика Apple убивает

У тактики Apple есть и негативные последствия. Каждый год десятки разработчиков приложений теряют доходы, потому что Apple внедрила их идеи в систему. Например, с выходом функции Sidecar стали бесполезны приложения Duet Display и Luna Display. Релиз iOS 14 убьет сторонние переводчики, так как большинству пользователей будет достаточно стандартного. Это неизбежная политика компании, с которой приходится мириться разработчикам. 

Apple практически уничтожила Jailbreak-сообщество. Во взломе просто пропала необходимость, потому что многие фишки появились официально в системе. Периодически всплывают новости о возможности Jailbreak, но это нужно, разве что, ярым фанатам экспериментов. 

Вывод

Воровать идеи сейчас нормально, и Apple не единственная, кто это делает. На мой взгляд, разница только в подходе. Apple не ворует сам продукт, а лишь берёт концепцию и доводит её до ума. Остальные же занимаются копипастом. Именно поэтому Apple сейчас двигает прогресс, а остальные повторяют за ней, в надежде получить с этого прибыль. 

Похожие материалы