Почему Apple убила 3D Touch

С выходом iPhone XR компания Apple впервые представила Haptic Touch — технологию, имитирующую распознавание сильного нажатия, но с использованием обычного длинного удержания. Когда Apple выпустила линейку iPhone 11, стало понятно, что Haptic Touch вытеснила 3D Touch окончательно.

Зачем компания пошла на такие меры и был ли смысл продлевать жизнь 3D Touch? Об этом в своей статье на Medium порассуждал автор под никнеймом Zaid, ну а мы нашли её интересной и перевели специально для вас!


Почему Apple отказалась от технологии, определявшей целые поколения смартфонов iPhone и предоставлявшей пользователям так много полезных функций?

Недавно Apple представила новую линейку iPhone: 11, 11 Pro и 11 Pro Max. Смартфоны получили несколько довольно значительных обновлений, среди которых более длительное время автономной работы, новая система камер и повышенная прочность корпусов.

Однако Apple фактически убила технологию под названием 3D Touch, дебютировавшую в iPhone 6S ещё в 2015 году. Это вызвало немало протестов со стороны пользователей, которые регулярно использовали эту функцию для предпросмотра ссылок, проверки электронной почты и управления курсором [при наборе текста]. 

Так почему же Apple отказалась от технологии, определявшей целые поколения смартфонов iPhone и предоставлявшей пользователям так много полезных функций? Что же, это именно то, что я собираюсь объяснить в данной статье. 

Итак, давайте начнём с краткой истории 3D Touch. Технология была представлена в 2015 году вместе с iPhone 6S и объявлена компанией Apple столь же революционной, что и мультитач, ведь это тоже совершенно новый способ взаимодействия с iPhone. Если вам известно, насколько значимым оказался мультитач во времена выхода оригинального iPhone, то вы поймёте, на какую планку замахнулась Apple. Покупатели и обозреватели с нетерпением ждали новых функций, которые могли бы появиться благодаря этой новой технологии.  

Apple продемонстрировала их во время презентации iPhone 6S на примере быстрого просмотра электронной почты, предпросмотра событий календаря или даже сведений о рейсе, причём без перекидывания в другое окно или приложение.

Проще говоря, цель 3D Touch состояла в том, чтобы быстро просматривать контент, вместо того, чтобы переходить из одного приложения в другое или читать почту по нажатию клавиш «просмотреть» и «выйти». Всё это делало навигацию по iOS быстрой и простой.

Чтобы реализовать все возможности 3D Touch, Apple пришлось вносить аппаратные и программные изменения. В случае с программным обеспечением, iOS потребовалось новое всплывающее окно поверх интерфейса для предпросмотра содержимого. Кроме того, Apple необходимо было решить, как контент будет отображаться при предварительном просмотре, ведь требуется уникальная оптимизация для каждого приложения.

Важно упомянуть, что Apple контролировала только собственные нативные приложения. Разработчики сторонних приложений должны были самостоятельно создавать свои 3D-ярлыки.

Со стороны аппаратного обеспечения инженерам Apple пришлось интегрировать ёмкостные датчики в подсветку iPhone для того, чтобы дисплей мог измерять мельчайшие изменения расстояния между защитным стеклом и матрицей.

Также для 3D Touch потребовалось нечто, что получило название Taptic Engine. Технология обеспечила более короткую и точную вибрацию с постукиваниями, чем мог предоставить стандартный вибромоторчик телефона. Все эти компоненты занимали дополнительное пространство внутри корпуса, что послужило главной причиной тому, что iPhone 6S стал толще, чем iPhone 6.

Теперь, когда мы перешли к обсуждению анонса 3D Touch, важно понять одну простую вещь: это была скрытная, несущественная функция. Что я имею в виду? Пользователи не могли её увидеть.

Сравните её с новой системой камер, сканером распознавания лица или кнопкой Home — эти функции заметны благодаря аппаратным «сигналам», будь то объективы камер, вырез дисплея или непосредственно сама кнопка. Пользователи сразу видят, какие функции им доступны для использования, чего нельзя сказать о скрытых функциях, таких как мультитач, скроллинг или 3D Touch.

Когда смартфоны только начали переходить на сенсорные экраны, многим пользователям приходилось объяснять, что они действительно могут касаться экрана для управления, ведь внешне они ничем не отличаются от несенсорных экранов.

При выпуске же iPhone X некоторые пользователи не знали, как вернуться на домашний экран или переключаться между приложениями, так как элементы навигации по устройству стали незаметны.

Главный недостаток 3D Touch состоял в том, что пользователям не нужно было учиться управлять данной функцией. Они могли продолжать использовать свои iPhone 6S точно так же, как и любую предыдущую модель. В отличие от iPhone X, где владельцы были вынуждены учиться свайпам, поскольку это было необходимо для управления устройством.

Apple понимала эту проблему, поэтому к запуску iPhone 6S инвестировала огромные средства в информирование потенциальных потребителей о 3D Touch. Компания не только выпустила рекламные ролики, демонстрирующие 3D Touch, но и установила огромные столы со встроенные экранами в несколько своих магазинов. На каждом из них находилось по два ряда айфонов, на дисплей одного из которых было необходимо нажать, чтобы вызвать рябь, перетекающую с экрана смартфона на поверхность стола. Интенсивность пульсации зависела от силы нажатия на экран, которая измерялась с помощью 3D Touch. 

Поскольку такие столы были установлены лишь в некоторых Apple Store, то вы можете и не вспомнить их, но раньше они привлекали много внимания, однако этого было явно недостаточно. 

Проблемой номер один, преследовавшей 3D Touch из года в год, было то, что большинство пользователей iPhone даже не знали о её существовании. Даже несмотря на то, насколько активно Apple продвигала данную технологию в iPhone 6S, iPhone 7, 8, X и XS дебютировали с новыми функциями, отвлекающим внимание от 3D Touch, что создало проблему. 

Большинство людей не меняют iPhone каждый год, поэтому пропустить одну из флагманских функций модели 6S — 3D Touch — было достаточно просто. 

Фил Шиллер говорил об этой проблеме, когда iPhone 6S был только-только представлен: 

«С технической точки зрения создать аппаратное обеспечение для дисплея, способного делать то, что делает 3D Touch, невероятно сложно. Мы рискуем потратить впустую целый год разработки — а на самом деле даже два — с огромными затратами и инвестициями в производство, если окажется, что это не то, чем люди бы действительно пользовались». 

К сожалению, во многом именно это и произошло с 3D Touch. 

Мало того, что большинство клиентов не знали о её существовании, так даже при обнаружении данной функции, они не находили ей внятного применения. Сейчас мне уже известно, что это относится не ко всем, ведь технически подкованные пользователи с большей вероятностью всё-таки стали бы использовать 3D Touch. Но даже если вы используете данную функцию ежедневно, всё равно нужно трезво смотреть на реальный мир, в котором большинство рядовых пользователей iPhone ею не пользуется. Именно поэтому Apple отказалась от 3D Touch в модели XR и во всей линейке iPhone 11. 

Компоненты этой функции занимают ценное пространство внутри устройства, которое может быть отведено для чего-то вроде увеличенной батареи, что принесёт пользу уже практически каждому пользователю iPhone.  

Однако Apple отказалась лишь от технической составляющей 3D Touch, сохранив большинство её программных функций под новым названием Haptic Touch. Для её активации пользователям нужно просто нажать и удерживать палец на приложении или ссылке, чтобы вызвать такое же всплывающие меню или окно предпросмотра, как на 3D Touch.

Тем не менее многие заметили, что новый тактильный отклик уступает полноценному распознаванию силы нажатия из-за обилия компромиссов, сокращающих полезность функции. Итак, давайте рассмотрим несколько изменений, внесённых Apple с переходом на Haptic Touch. 

Одно из наиболее очевидных отличий заключается в том, что всплывающие меню и предварительный просмотр больше не запускаются под воздействием силы нажатия, а зависят от его длины, что увеличивает время запуска.

Также больше нет разницы между предпросмотром и полноценным открытием, так как эти действия зависели от интенсивности давления на экран. Теперь же придётся выполнять дополнительное нажатие, чтобы перейти по ссылке или открыть письмо. 

Но больше всего не хватает режима трекпада, в который превращалась клавиатура iPhone при сильном нажатии на неё, чтобы точно управлять курсором. И хотя эта функция ещё доступна на Haptic Touch при удержании пробела, её лучшая часть всё же утеряна — выделение слов и предложений в тексте без дополнительных усилий.

Стоит отметить, что и 3D Touch не был безупречен. По моему опыту, функция была не столь надёжна, насколько должна быть. Порой она не считывала даже очень сильное нажатие, из-за чего мне приходилось отрывать палец и пытаться надавить снова. Досадно, когда такое случалось прямо посреди выделяемого предложения, заставляя меня сбрасывать весь выделенный текст и начинать заново. Я заметил, что Haptic Touch гораздо надёжнее, но это улучшение стоило незначительных компромиссов. 

Хоть я и понимаю досаду некоторых пользователей на почве упразднения 3D Touch, им необходимо осознавать текущие реалии Apple. Большинство пользователей iPhone даже не знали о существовании этой технологии, оборудование для которой занимало ценное пространство внутри устройств. И даже многие из тех, кто знал о существовании 3D Touch, до сих пор так и не удосужились ею ни разу воспользоваться — нетрудно понять, почему. 

3D Touch реализован неравномерно: некоторые разработчики используют его в своих приложениях, а другие — вообще не поддерживают. Всё это превратилось в угадайку для пользователей. Если приложение всё-таки поддерживало 3D Touch, юзеру нужно было самостоятельно выяснять, какие быстрые команды оно предлагало, чтобы понять, стоит ли их использовать. 

Таким образом становится ясно, что гораздо проще было полностью игнорировать эту функцию и продолжать использовать iPhone, как и всегда до этого. 

Лично я, если честно, использовал 3D Touch лишь ради трекпада на клавиатуре и не нашёл ни одну из его других функций хоть сколько более-менее полезной. Именно поэтому при полном переходе Apple на Haptic Touch в iPhone 11, большинство покупателей никогда не заметят, что что-то в них было удалено.

Мнение Big Geek

Лично я пользовался 3D Touch, но далеко не на полную катушку. В основном я, как и автор статьи, использовал текстовый курсор по сильному нажатию на клавиатуру. Кроме того, крайне удобно было слегка приоткрывать Telegram-чаты, чтобы целиком видеть пришедшее сообщение без пометки о том, что я его уже прочёл.

На самом деле, всё это осталось и в Haptic Touch, поэтому страданий я не ощутил. Причём сохранилось даже выделение текста, хотя автор утверждает, что в Haptic доступно лишь перемещение курсора.

Об этом я подробно рассказал в своём видео о всех функциях 3D Touch ещё год назад (на 3:39 говорю как раз о выделении текста).

Тогда я ходил с iPhone XR, поэтому уже заранее был готов к полному отказу Apple от 3D Touch (как будто знал). Видео и по сей день осталось почти полностью актуальным, с той лишь разницей, что тогда на Haptic не работали ярлыки по длинному нажатию на иконки программ, а теперь стали доступны.

Реальных же упущений, связанных с отказом от распознавания сильных нажатий не так много: нет предпросмотра ссылок, на моделях с Face ID частенько самопроизвольно включается фонарик (кнопка фонарика на них выведена на экран блокировки) и больше никакого использования 3D Touch в играх (коих было совсем немного).

А вы скучаете по 3D Touch? Или вам достаточно Haptic Touch? Пишите в комментариях, интересно будет узнать!

Похожие материалы