22 ноября в российский прокат выходит нашумевший на Западе фильм «Апгрейд». Боевик не стал кассовым хитом, но привлек внимание критиков и зрителей. К сожалению, в России его решили показать в кинотеатрах только после успеха Венома (фильмы похожи идейно, и даже рекламная кампания «Апгрейда» в России построена на этом сходстве), в США же премьера состоялась еще 10 марта, а в прокат фильм попал 1 июня.
Обидно, что «Апгрейд» обязан своим релизом в России сходством с посредственной картиной о Веноме, ведь помимо этого он является ещё и крайне необычным боевиком с потрясающей боевой хореографией и чувством стиля. Но обо всём по порядку.
Студия Blumhouse, выросшая на дешёвых, но прибыльных хоррор-фильмах , часто вкладывает небольшие излишки прибыли в производство рискованных картин, режиссёры которых обладают полной творческой свободой. Логика проста: затраты на съёмку не превышают $10 млн., зато работы молодых и голодных режиссёров могут неожиданно выстрелить и поднять продюсерский престиж. Именно так и появился «Апгрейд».
Действие картины происходит в недалёком будущем, где летающих автомобилей ещё нет, но машины с самоуправлением и дроны уже повсюду. По сюжету, парализованному механику Грею дают шанс отомстить за убийство жены, вживляя в его нервную систему ИИ по имени Стем, который позволяет герою вновь начать двигаться. Главный герой начинает собственное расследование убийства, и с помощью Стема выходит на преступников. Понимая, что полиция не поможет, Грей решает сам решить все вопросы и наведывается к предполагаемым убийцам. Не имея боевого опыта, Грей дает ИИ полный контроль над своим телом, и помощник начинает умерщвлять врагов одного за другим. Примерно так можно было бы написать на обратной стороне DVD с фильмом. Но не всё так просто.
Повествование в фильме похоже на повествование в видеоиграх. Путь главного героя состоит из этапов, в конце каждого из которых его ждёт босс. После победы над боссом герой получает сюжетный толчок и двигается дальше, пока не приходит к финалу.
Да, на первый взгляд звучит банально. Главный герой в один момент лишается всего, но в его жизни появляется компаньон, без которого он не может нормально существовать и уж тем более мстить. Но суть не в этом. «Апгрейд» относится к категории фильмов, авторы которых понимают, что из себя представляет их кино и не пытаются напихать туда лишнего. Лучший пример такого фильма — «Джон Уик», в котором авторы не перегружают историю, но целиком сосредотачиваются на её наполнении — окружении и экшене.
Окружение в фильме заслуживает отдельного упоминания, ведь при помощи небольших деталей и мелочей мир «Апгрейда» обретает необходимый объем. Он не претендует на лавры мира «Бегущего по лезвию» в попытках передать мрачную атмосферу будущего, но в него веришь и ему не хочется задавать лишних вопросов. Из-за финансовых ограничений (бюджет фильма составил $5 млн.) авторы дают зрителю информацию, достаточную для понимания основных его принципов, но не более того.
Ли Уоннелл известен миру в первую очередь как сценарист «Пилы» и «Астрала», «Апгрейд» стал для него лишь второй режиссерской работой. Но к ней он подошёл со всей серьезностью, сделав из фильма не только хороший боевик, но и поставив внутри него эксперимент. Эксперимент этот заключается во взаимодействии камеры и главного героя: она как-будто следует за каждым его движением, намертво «прилипая» к нему даже в сложных сценах. Это создает невероятный уровень погружения в происходящее и делает просто хорошие экшен-сцены уникальными и запоминающимися.
Работа над «Пилой» не прошла для режиссёра даром, и потому в фильме очень умело используется жестокость. За весь хронометраж умирает лишь несколько персонажей. В отличие от многих картин, снятых со взрослым рейтингом после успеха «Дэдпула» и «Логана», фильм Уоннелла использует жестокость не ради жестокости, а для демонстрации способностей главных героев. Благодаря имплантам и протезам бойцы будущего стали намного сильнее и быстрее обычного человека, и скорость их сражений также возросла, из-за чего исход любого из них решается одним-двумя резкими ударами. Жестокость позволяет авторам лучше передать важность победы для героев и то, насколько они близки к поражению. Иными словами, жестокость в фильме работает на повествование, а не наоборот.
Постановка боевых сцен также является довольно уникальной для современного кинематографа. Она заимствует лучшее из азиатского кино, уделяя достаточное количество времени самим битвам и их хореографии. Кадр не режется каждые 2-3 секунды, позволяя зрителю вдоволь насладиться хорошо поставленным схваткам между героем и его противниками. Эстетика киберпанка позволила авторам дополнительно поработать с освещением. Битвы проходят в полумраке, где героев освещает лишь бледный неоновый отсвет, отчего их движения превращаются в завораживающий танец смерти. После такого хочется полностью забыть «Веном», авторы которого умудрились сделать самые скучные ночные сцены из всех возможных.
Противники Грея не являются просто болванчиками для убийства. Каждый из них имеет свои уникальные черты и особенности, из-за чего герою приходится применять разные тактики для победы, что вновь отсылает нас к видеоиграм.
В итоге скромный бюджет пошел «Апгрейду» на пользу, ведь ограничения порождают креативность. За неимением средств авторам пришлось выкручиваться, придумывая уникальные решения на ходу. Ли Уоннелл выкинул из своего фильма всё лишнее, оставив только самые сильные части истории. Да, сюжет может быть и простоват, но финальный твист окупает всё.
На данный момент «Апгрейд» является единственной серьёзной причиной сходить в кино на этих выходных. И в ближайшее время это вряд ли изменится.
P.S. После просмотра настоятельно рекомендую ознакомиться с интервью с режиссером фильма, в котором он рассуждает на тему того, как и почему он отказывался от тех или иных вещей в процессе съёмок фильма.