Давайте будем честными и признаемся сами себе, что Apple давно не блещет инновациями и до сих пор выпускает iPhone в корпусе от шестёрки с небольшими изменениями (привет, SE 2020), плюс iOS не меняется глобально уже больше пяти лет. То же самое можно сказать и о других продуктах Apple.
Значит ли это, что компания больше не является «золотым стандартом» для остальных или это просто дань традициям? Перевели статью Омара Рабболини и во всём разобрались!
Мой Samsung Galaxy S10 + только что получил обновление программного обеспечения. Сейчас на нём стоит последняя версия OneUI на базе Android 10. Я уже давно не чувствовал себя так хорошо, используя смартфон, наверное, со времен iPhone 7 Plus. Быстро, блестяще, резко. Когда я меняю яркость на экране — маленькая иконка «солнце» вращается сама по себе. При этом меняется её размер и цвет по мере увеличения яркости.
Что тут такого особенного, скажете вы? Давайте сделаем шаг назад и вспомним то время, когда Android был ужасен, а Apple управляла миром и я бы даже мёртвым не расстался со своим iPhone.
Эти времена давно прошли.
Ещё пять лет назад был только один возможный выбор для отличного мобильного пользовательского опыта — iPhone. То же самое можно было сказать и про ноутбуки, и про планшеты. Сейчас по цене iPhone, а иногда и дешевле, вы можете приобрести устройство Samsung или Google, которое является таким же удобным для пользователя и отлично подойдёт для фото. Если вы готовы отказаться от некоторых дополнительных функций, типа беспроводной зарядки, или пожертвовать качеством сборки, то выбор становится ещё больше за меньшую цену.
То же самое относится и к ноутбукам. MacBook, по-прежнему, ценятся за минимализм и качество, но устройства с Windows 10 быстро догоняют их, в первую очередь за счет ноутбуков и планшетов Microsoft и их линейки Surface.
А ведь ещё есть и Chromebook.
Когда-то они считались устройствами для тех кто экономит и пригодными только для сёрфинга в Сети, но современные модели стали быстры, надёжны и могут запускать массу приложений для Android, чтобы компенсировать отсутствие собственных программ. Вы даже можете запустить на них Linux — отличный вариант для разработчиков.
Конечно, конкуренты Apple не являются какими-то новыми компаниями. Ещё пять лет назад были альтернативы комбинациям iPhone и MacBook. Единственная проблема в том, что, честно говоря, они были отстойными.
Телефоны на Android имели две основные проблемы. Во-первых, сама ОС часто настраивалась производителями и оснащалась фирменными оболочками, часто уродливыми, и, во-вторых, большинство приложений не были столь же отточенными, как их аналоги на iOS.
Телефоны с Android иногда были более продвинутыми, чем iPhone, как в случае с Galaxy Note 5 или S6 Edge +, но, в целом, впечатление производили ужасное.
Что касается ноутбуков, Chrome OS была в зачаточном состоянии, а Windows 10 только что вышла, заменив Windows 8 с её негативным опытом использования. У обоих были проблемы: либо отсутствующие функции, либо плохая стабильность. Поэтому людям оставалось выбирать между надежностью и современным дизайном macOS или старой доброй Windows 7 с устаревшим пользовательским интерфейсом.
За пять коротких лет многое изменилось. И Google, и Microsoft воспользовались опытом Apple, и начали уделять больше внимания удобству пользователей. Они выпустили рекомендации по современному дизайну для своих ОС — Material Design для Android и Fluent Design System для Windows 10, предлагая разработчикам объединить свои ощущения от использования приложений на целевых устройствах. Samsung перестала ставить везде свою громоздкую фирменную оболочку и вместо этого перешла к более лёгкому подходу, сосредоточившись на микро-взаимодействиях, подобных тому, что вы видели в начале этой статьи, чтобы радовать пользователей.
С другой стороны, Apple придерживалась консервативного подхода к своим проектам. Она продолжала повторять старые проверенные парадигмы. Единственным существенным изменением в пользовательском опыте стало удаление кнопки «Домой» на iPhone и iPad, а также внедрение Touch Bar на MacBook Pro. Первое изменение повлекло за собой внедрение ряда жестов, которые первоначально смутили пользователя, но в целом способствовали обновлению дизайна устройств с iOS до более современной эстетики.
Но есть ощущение, что Apple, когда-то известная своим дизайном, ориентированным на пользователя, сошла с дороги, которую когда-то сама и проложила в мире технологий.
Инновации ради инноваций
Раньше было так, что Samsung, Google и все остальные копировали Apple, постоянно играя в догонялки. Но многое поменялось, поскольку инновации вне экосистемы iOS/macOS теперь происходят независимо от Apple. Возьмем, к примеру, эволюцию «чёлки». Производители Android отошли от неё уже через год, предпочтя ей вырезы для фронтальной камеры.
В основном потому, что телефоны Android обходятся без Face Unlock (за исключением Pixel 4), но эта функция сама по себе ещё одна проблема. На первый взгляд Face ID выглядит так, как будто Apple делает то, что у неё получается лучше всего — упрощает взаимодействие с пользователем. Проблема в том, что упрощений, на самом деле, не так уж и много, по крайней мере, на телефоне.
Чтобы разблокировать устройство, пользователь должен взаимодействовать с ним: либо поднять его, либо нажать на экран. В любом случае, тактильное взаимодействие имеет место быть. С точки зрения пользовательского опыта, упрощение означает интеграцию аутентификации пользователя или биометрического распознавания в первом действии. Вот почему кнопка «Домой» имела большой смысл на старом iPhone. Вы просыпаетесь, нажимаете кнопку «Домой» и ваш отпечаток пальца проверяется. Это простое одношаговое взаимодействие. Face ID добавляет ненужный второй шаг.
Пользовательский опыт на Samsung Galaxy S10e имеет куда больше смысла. Сканер отпечатков пальцев встроен в кнопку питания, расположенную сбоку телефона, чтобы максимально увеличить соотношение экрана к граням. Если пользователь хочет разбудить телефон, он может просто нажать эту кнопку — тогда он сможет разбудить и разблокировать телефон одновременно.
В этом проблема сегодняшней Apple. Похоже, что инновации являются самоцелью, а не драйвером для лучшего взаимодействия с пользователем.
Что дальше?
Означает ли это коммерческий конец Apple? Нет, только не в нашем мире. Компания здорова, поскольку её предложения выходят за рамки аппаратного обеспечения, и это, пожалуй, самая интересная часть истории.
Сегмент сервисных услуг Apple (например, Apple Arcade, Apple TV+ и App Store) становится важным компонентом их итогов. Сервисы приносят Apple дохода больше, чем Mac и iPad вместе взятые, хотя сегмент iPhone по-прежнему является крупным источником денег, опережая другие продукты по отдельности.
Эти сервисы даже не привязаны к товарам от Apple. Вы можете воспроизводить Apple Music на Amazon Echo уже сегодня. То же самое касается сервиса Apple TV+, который вы можете включить через Amazon Fire TV.
Apple, возможно, снова готовится сместить акцент. Возможно, iPhone станет нишевым устройством в море других Android-смартфонов, как, например, Mac был компьютером для графических дизайнеров в мире, где доминировали IBM-устройства в 1990-х годах. Возможно, в конце концов, они будут заменены чем-то новым.
Одно можно сказать наверняка: аппаратное обеспечение Samsung сегодня так же восхитительно, как и Apple, равно как и Google, и даже Microsoft. Это может разочаровать заядлых поклонников Apple, но это означает, что ещё больше людей получат возможность испытать восхитительный пользовательский опыт независимо от покупательской способности. Это демократизация дизайна за пределами бренда и цены.
Поскольку устройства всё чаще становятся чистым холстом, на котором можно нарисовать всё, что угодно, предполагаемый вариант развития не так уж и плох. Apple станет просто модным брендом, подобным Burberry, а не «золотым стандартом», который все пытаются имитировать. При этом риск того, что неудачные дизайнерские решения станут отраслевой нормой, также уменьшится.
В конце концов, наличие лидера на рынке UX-дизайна менее важно, чем наличие хорошей практики дизайна в отрасли. За это нам всё ещё нужно благодарить Apple — она создала правильную среду, которая сделала возможным создание Material Design, Fluent Design System и OneUI.
Мнение Big Geek
Дизайн интерфейса — то, что мы видим каждый день. Это наш опыт, наш вкус и наш выбор. За последние пять лет действительно многое изменилось. Android убежал сильно вперед, обновив не только иконки, но и общую стилистику. Windows обрела уникальный и лаконичный стиль, который крепко закрепился в 10-ой версии, и регулярно обновляется. Что касается iOS, то кардинальное изменение дизайна было 7 лет назад — с тех пор мало что поменялось, за исключением долгожданной тёмной темы, что была в Android уже много лет. И, кажется, всё.
Пользователи Apple, равно как и пользователи других устройств, по всему миру всегда хотят чего-то нового. Некоторые компании дают им кастомизированные и вечно обновляемые оболочки, кто-то старается закрепить за собой спокойный минималистичный дизайн и не делать кардинальных изменений. То же сейчас касается и macOS хотя её внешнему виду до сих пор завидуют многие пользователи Windows.
Общее течение UX-дизайна за последние годы задала именно Apple, и у неё это получилось действительно удачно. Другой вопрос в регулярной потребности пользователей видеть что-то новое. Но Apple, в последнее время, действительно показывает себя всё более консервативной.