«Половое воспитание» для всей семьи. Чем хорош и чем плох второй сезон

В пятницу, 17-го января, вышло долгожданное продолжение хита 2019-го года от Netflix.

Для тех кто пропустил первый сезон и хочет разобраться что к чему — рассказываем коротко.

Действие сериала происходит то ли в американской, то ли в британской провинции в непонятном времени, где присутствуют элементы 80-90-х, но при этом у каждого есть смартфон.

Сценаристка сериала Лори Нанн заявила, что хотела создать проект с отсылками на творчество режиссёра Джона Хьюза и такие культовые молодежные ленты, как «Клуб “Завтрак”». Наверное, именно поэтому одежда персонажей и интерьеры выглядят так стильно.

Локации съемок тоже впечатляют. Сериал снимали в одном из самых красивых мест Великобритании — долине Уай и в Лесу Дина на валлийской границе.

Снятый в разгар лета и наполненный природными контрастами, сериал гарантирует, что школа — это, действительно, самые яркие годы жизни. 

Сама школа, где происходит большая часть действия, — кампус Карлеона в Южном Уэльсе. 

Главный герой — старшеклассник Отис (Эйса Баттерфилд), чья мать (Джиллиан Андерсон) работает секс-терапевтом. Благодаря этому Отис оказывается самым просвещённым в интимных делах среди своих ровесников. 

Он объединяется с одноклассницей Мейв (Эмма Маккей) и организовывает маленький бизнес — секс-консультации для школьников за деньги. Его советы действительно помогают, за что Отису дают звание «секс-пацан». Хотя, на самом деле, у него нет ни малейшего сексуального опыта.

Персонажи сериала хоть и типичны, но не настолько, что вы сможете предугадать каждый их шаг. Хулиган, спортсмен, барби, гомосексуал, феминистка, ботаник — все эти очевидные клише молодёжных комедий здесь оживают и становятся не такими уж простыми и понятными, как кажутся на первый взгляд.

Каждый из них — личность, которая ищет себя и пытается разобраться в мире. Они могут носить маски, но внутри остаются всего лишь ранимыми подростками, которые переживают из-за экзаменов, будущего, отношений с родителями и сверстниками.

Главное, что характеры персонажей эволюционируют по мере приобретения опыта. Плохой парень оказывается не таким уж плохим, а хороший — не таким уж хорошим. Но здесь нет откровенно положительных героев и отрицательных. Всё как в жизни. Подростки могут вести себя ужасно из-за низкой самооценки или проблем дома. Иногда они хотят сделать как лучше, а получается, как всегда. А из некоторых ситуаций вообще нет правильного выхода.

Кроме таких моральных дилемм сериал изобилует простыми жизненными ситуациями, в которых оказывались, наверное, все. И это позволяет шоу разряжать обстановку. В этом и есть его прелесть. Его можно смотреть и чтобы подумать, и чтобы просто посмеяться.

К сожалению, второй сезон стал перебарщивать с шутками ниже пояса и напомнил мне дурацкие комедии в стиле «Американский пирог». Все эти неловкие ситуации, когда персонажа застукивают за мастурбацией, или когда он пытается купить средство экстренной контрацепции в аптеке, имеют место быть, но такой уровень юмора — не совсем то, что ожидаешь после 1-го сезона.

Также в новом сезоне появилось ещё больше второстепенных персонажей. С одной стороны, это хорошо, потому что вечно смотреть на Отиса и Мейв, которые всё никак не могут сойтись, просто невозможно. С другой стороны, есть опасность, что все эти новые сюжетные арки, переплетённые друг с другом, будет просто утомительно отслеживать. «Санта Барбара», одним словом.

Хотя, больше персонажей — больше возможностей для репрезентации. Например, благодаря новым героям мы узнали, что кроме гомосексуальности есть также пансексуальность и асексуальность, и всё это — виды нормы.

И что самое важное, «Половое воспитание» — не только о сексе, но и в целом, о человеческих отношениях и о жизни в обществе, в котором все разные, но все имеют право на нормальную жизнь. К примеру, во втором сезоне раскрываются проблемы среды, не приспособленной для людей с ограниченными возможностями, а также такие вопросы ментального здоровья, как селфхарм, тревожность и панические атаки.

К тому же, в новом сезоне больше внимания уделяется проблемам взрослого поколения.

«Шоу проникает во все оплошности, в пробы и ошибки, в боль, смущение и стыд. Оно сделано с таким пониманием, любовью и прощением, что я думаю, зрители действительно будут идентифицировать себя с героями. Будь то подростки или те, кому за сорок», — поделилась Джиллиан Андерсон с журналом Elle.

Персонаж Андерсон — мать Отиса — так привыкла быть одной, что разрывает даже хорошие отношения. Её бывший муж — токсичный мужик, который так заврался, что его тошнит от самого себя. Да и у остальных родителей в жизни не всё гладко. Мать Мэйв — наркоманка, которая не способна заботиться о детях. Директор школы мистер Грофф боится проявлять чувства к жене и сыну, и только отталкивает их. У каждого взрослого, как и у каждого подростка, свои проблемы, в которых зритель может узнать себя или своего близкого человека.

Так что, в отличии от той же «Эйфории», о которой мы писали ранее, «Половое воспитание» — не зеркало какого-то определённого поколения, а сериал вне поколений и вне времени. Как визуально он сплетает в себе разные эпохи и страны, так и по смыслу он актуален для всех.

И, конечно, куда мы без феминизма в 2020-м году? Но если в первом сезоне феминистические посылы считывались на мета-уровне, то во втором нам их вываливают прямым текстом, из-за чего есть ощущение показушности.

Но, несмотря на незначительные минусы, сериал всё ещё интересный и забавный. Он точно будет полезен не только школьникам, которые и так всё уже знают о гендере и других современных терминах, но и более взрослому поколению.

Особенно взрослому поколению. Особенно в России, потому что здесь ни у наших родителей, ни у нас, не было уроков полового воспитания в школе. Старшее поколение даже между собой стесняется говорить на тему секса. А как говорить об этом с детьми вообще мало кто понимает. Запад в этом плане шагнул немного вперёд, поэтому нам есть чему у них поучиться.

И отдельное спасибо создателям за саундтрек с участием Суфьяна Стивенса и The Smiths. Это перекрывает вообще любые минусы.

Похожие материалы