«Однажды в… Голливуде» — девятый фильм Квентина Тарантино, в котором есть всё, за что мы любим и восхваляем произведения автора, но главное — здесь есть своеобразность картины и самой истории на фоне его других произведений.
Прежде всего «Однажды в… Голливуде» — это повествование о жизни людей в Голливуде в конце шестидесятых. Бездомные хиппи под «кислотой», актёры и режиссёры, снимающие непопулярные фильмы, невероятно стильные автомобили с угловатыми формами, кино и радио, передающие атмосферу и отражающие происходящее — всего этого здесь в достатке.
Однако фильм художественный и ни разу не документальный, а потому Тарантино позволяет себе не просто отходить от реальной истории, а создавать её альтернативную версию. Это касается не только каких-то незаметных деталей, но и главного сюжетного поворота. Тарантино мастерски убирает из истории событие, послужившее сигналом заката «Золотой эры» Голливуда, и останавливает его наступление.
Если вы не боитесь спойлеров или вам хорошо известна эта часть истории кинематографа, то в этой статье вы можете прочитать подробнее о том, почему конец картины именно такой и почему сама история больше похожа на сказку.
Чем ещё поражает фильм? Контрастами. Они здесь повсюду: и в истории, и в кадре. Беззаботная жизнь богатенького актёра, которому не о ком заботиться и есть что терять — и полная забот жизнь его дублёра, которому нечего терять, но есть о ком заботиться. Цветовая палитра только подчёркивает этот контраст с помощью костюмов главных героев и цвета их машин.
Кстати, о персонажах. Они также являются несомненным достоинством и столь любимыми сегодня отсылками в фильме. Только отсылки эти сделаны на абсолютно другом уровне, нежели просто упоминание персонажей из других явлений массовой культуры или их появление в кадре.
Каждый из главных героев — одна большая отсылка. Например, персонаж Леонарда ДиКаприо — хорошего актёра, который столько раз номинировался на «Оскар», но получил его лишь единожды. Он успел прослыть неудачником и прославить таким образом американскую киноакадемию, как совершенно не замечающих его людей. Его персонаж весь фильм только и плачет о том, что успеха как актёр он не возымел.
Или персонаж Брэда Питта. У него серьёзные проблемы в отношениях с женой (уже бывшей — прим.ред.). У персонажа Брэда Питта тоже проблемы в отношениях. По моему, очень крутая отсылка.
Ранее упомянутый контраст между персонажами — своеобразная отсылка к жизни актёров и постоянно находящихся в их тени дублёров. Сколько дублёров мы знаем? Мало. Сколько актёров мы знаем? Много. «Однажды в… Голливуде» показывает нам, что жизнь дублёра может быть куда более насыщенной, чем жизнь знаменитости, которая строит свою карьеру.
А что с персонажем Марго Робби? Он просто есть — и это главная функция её героя. Если вы знаете историю Шэрон Тейт, то просто будете ждать, что произойдёт в конце. Персонаж Робби будет всей своей невинностью и миловидностью убеждать вас, что вы не хотите видеть исторически достоверный вариант развития событий.
Если вам кажется, что я вижу отсылки на пустом месте или заметил лишь небольшую их часть, то советую к прочтению вот этот материал, как раз посвящённый персонажам и тому, какие образы в них «зашиты».
И, наконец, главное достоинство фильма — история. История о людях, которой в современном кинематографе очень не хватает. Без облегающих трико, без гаражей c суперкарами, без международных преступных организаций. Это история о бедных и богатых, о знаменитых и неизвестных, о живущих по соседству с самим Романом Полански и на ранчо недалеко от Лос-Анджелеса.
Есть ли у фильма недостатки? На мой взгляд, нет, но так считают далеко не все. Автор этого материала собрал наиболее частые претензии, главными из которых называет излишне затянутый хронометраж, «простые диалоги и ситуации, напоминающие скорее анекдот, нежели сцену из фильма» и персонажей без развития.
Но на мой взгляд, все претензии к этому фильму разбиваются об одну вещь – Тарантино. Это авторское кино. И в данном случае фраза «ну это же фильм Тарантино» работает на все стороны. С одной стороны, да — во многих его фильмах демонстрируется куда больше жестокости, чем в «Однажды в… Голливуде», но с другой стороны, автор картины — всё ещё он, и ничто не может помешать ему снимать так, как хочется. Если его задача рассказать историю, а не подтвердить равнозначность фраз «в фильме много жестокости» и «это же фильм Тарантино», то он расскажет историю — так, как посчитает нужным.
Тоже самое и с диалогами. Это его видение истории. Не говоря уже о развитии персонажей. Конечно, гораздо интереснее следить за переоценкой жизненных ценностей героев, за изменением их характера, но иногда это совсем необязательно. Есть огромное количество фильмов, в которых персонажам не приходится развиваться.
Есть фильмы об истории. И этот фильм именно такой. Об истории, которая произошла, а может и не произошла однажды в Голливуде.