История стара как мир: когда что-то аутентичное становится массовым, оно неизбежно скатывается в попсу.
«Чёрное зеркало» — изначально британский мини-сериал. Первый сезон, так же как и пятый, состоял из трёх серий. Поэтому фанаты ожидали новый сезон с надеждой, что он, наконец, вернётся к истокам. Но, нет.
После того, как «Чёрное зеркало» купили богатые американцы Netflix, сериал неизбежно скатывался. Да, главные роли теперь играют знаменитые актёры, картинка стала выглядеть «бохато», но создатели забыли одну очень важную вещь — оригинальный сценарий с неожиданными твистами.
Именно за это мы любили «Чёрное зеркало». Каждая серия заставляла нас думать, тогда как серии нового сезона заставили нас разве что посмеяться над глупостью происходящего на экране.
Но есть и противоположное мнение. После пятого сезона фанаты разделились на два лагеря: те, кто кричит, что сериал скатился и те, кто рад, что сериал стал менее мрачным.
Вторые утверждают, что создатели сериала, как обычно, экспериментируют с жанрами. Если уже выходили эпизоды в стиле хоррора или детектива, то почему бы не попробовать жанр подростковой комедии? Мол, сериал не сдулся, а лишь сменил тон, но он всё ещё раскрывает тёмные стороны нашего общества и то, как на нас влияют технологии.
Многие рады тому, что новый сезон не пугает нас неизвестным будущим, а рассматривает такие насущные проблемы, как зависимость от компьютерных игр, виртуальной реальности и социальных сетей.
Давайте по порядку.
1. «Страйкинг Вайперс»
Название первого эпизода — компьютерная игра, файтинг, построенный на полном погружении в виртуальную реальность. В главных ролях Энтони Маки, известный по роли Сокола в «Мстителях», и Яхья Абдул-Матин II — Чёрная манта из «Аквамена».
«Я трахнул медведя и всё равно не смог забыть тебя».
«Сокол» и его лучший друг играют в эдакий аналог Mortal Kombat (хотя визуально игра ближе к Street Fighter или Tekken — прим. ред.) в виртуальной реальности, где воссозданы все физические ощущения. Сокол в аватаре азиата, а его друг в аватаре девушки. Её, к слову, играет Пом Клементьефф, известная по роли девочки-богомола Мантис в «Стражах Галактики» и «Мстителях». В процессе игры друзья понимают, что драться — это вообще-то больно, и решают заняться сексом.
Шипперы Сокола и Мантис ликуют.
2. «Осколки»
Серия-актуалочка о влиянии соцсетей на человека. Эндрю Скотт, известный по роли Мориарти в британском сериале «Шерлок» здесь в главной роли.
Если раньше сценаристы тонко намекали нам на те последствия, что могут принести технологии, то теперь нас тычут в них носом, как маленьких глупеньких котят.
«Мориарти» очень не доволен тем, что все вокруг постоянно залипают в гаджетах. Поэтому он похищает сотрудника большой IT-компании, чтобы связаться с её боссом и высказать всё, что накипело.
Да, у него есть причина злиться. Не будем спойлерить. Хотя, это не такой уж неожиданный поворот. Но уровень драматичности зашкаливает настолько, что хочется ржать. Многие пишут в интернете, что всерьёз разрыдались в конце, а Эндрю Скотт талантливо и практически в одиночку вывез серьёзную драму.
Про талант согласиться можно, а вот про серьёзную драму — ну такое.
3. «Рэйчел, Джек и Эшли-робот»
Последний в сезоне эпизод повествует о трагичной истории поп-певицы Эшли О в исполнении Майли Сайрус.
Майли опять живёт две жизни. На сцене она — гламурная поп-звезда, а дома — растрёпанная рокерша. Злая тетя-менеджер пичкает Майли таблетками, чтобы та совсем не распоясалась.
Так, погодите, а где тут киберпанк, который мы заслужили? Всё просто — сценаристы взяли старую идею оцифровки сознания, появлявшуюся ранее в других эпизодах. Только на этот раз они поместили копии разума певицы в куклы-роботы.
Так что же не так с этим сезоном? Почему всё так плохо? Две абсолютно посредственные серии и одна совсем из другой оперы. Так считают те, кто смотрел сериал с самого начала, полюбил его мрачный тон и был готов к новым сериям в том же духе.
Эксперименты с форматом — это, конечно, круто, но здесь мы видим лишь то, что Netflix подстраивается под более массовую аудиторию — аудиторию подростков, самую прибыльную из всех. Они как тетя-менеджер Майли Сайрус из третьего эпизода, которая говорит: «Эта песня слишком мрачная, её никто не купит, сделай позитивнее».
Небольшой спойлер: в конце Майли победит. Но победит ли Netflix свою жажду наживы?
Есть и другое мнение, озвученное автором Engadget — сериалу больше нечего нам сказать, потому что мы уже живём в мире «Чёрного зеркала». Создателям пора начать копать глубже, потому что старые схемы уже не работают, а технологии больше нас так сильно не пугают. Новые сценаристы и свежие идеи ещё могут спасти сериал.