30 мая 2019 года в российский прокат вышел фильм «Годзилла 2: Король Монстров» — прямое продолжение фильма 2014 года «Годзилла», который стал перезапуском американской серии фильмов о знаменитом кайдзю, а также первым фильмом в тогда ещё новой киновселенной компаний «Warner Bros.» и «Legendary» — MonsterVerse.
Сюжет фильма рассказывает историю семьи Рассел. В день сражения Годзиллы и ГННУСа на побережье Сан-Франциско (смотрите конец предыдущего фильма), гибнут многие люди, в том числе и их сын. Это событие становится переломным в жизни семьи. Отец семейства — Марк Рассел (Кайл Чандлер) посчитал Годзиллу виновным в гибели сына, а его супруга, Эмма Рассел (Вера Фармига), увидела в тот день в монстре спасителя человечества.
Проходит несколько лет, супруги уже разведены и живут отдельно. Марк живёт в лесу, где изучает жизнь волков, а Эмма присоединилась к организации «Монарх», основными видами деятельности которой являются поиск и отслеживание древних монстров. В тот роковой день выжила их дочь Мэдисон Рассел (Милли Бобби Браун) — она живёт вместе с матерью, а потому её домом является штаб-квартира «Монарха», где однажды начинает вылупляется личинка Мотры, бабочки монструозных размеров.
Ситуация выходит из-под контроля, Мотра начинает буянить, однако Эмма, которая когда-то изобрела специальный аппарат «Орка», позволяющий контролировать монстров, успокаивает чудовище. В этот же момент на лабораторию нападают террористы, одержимые идеей выпустить на волю весь радиоактивный бестиарий, проживающий на нашей планете — таких «зверей» на Земле проживает около двадцати штук.
Они похищают дочь с матерью. «Монарх» немедленно сообщает об этом Марку, так что теперь они вместе должны найти террористов и не дать им уничтожить Землю. А сделать это можно только с помощью старого «друга» Марка — Годзиллы. Вот только захочет ли Эмма быть спасённой или она преследует какую-то собственную цель?
В общем и целом, это не сюжет, а наипростейшая мотивация к действию, только закрученная настолько, что порой даже трудно понять, кто на чьей стороне и кто чего хочет. Одни хотят уничтожить землю, другие хотят спасти её… от человечества, потому что люди порождают перенаселение, а монстры — это механизм защиты природы. Кто-то хочет, чтобы монстры жили с нами в симбиозе и считает, что Годзилла — это доказательство того, что подобное сосуществование возможно.
При этом ляпы в истории видны невооруженным глазом. Зачем, например, Эмма взяла в лабораторию с опасным монстром свою дочь, которая могла там погибнуть? Сами доводы персонажей порой вызывают недоумение. Когда военные предлагают уничтожить всех монстров, люди из «Монарха» начинают доказывать, что их нужно сохранить для защиты планеты, единственной угрозой которой, по сути, эти монстры и являются.
Конечно, я понимаю, что на такие фильмы ходят не для того, чтобы увидеть мастерство работы сценаристов, но мне кажется, что во-первых, можно было бы немного интереснее рассказать историю обычной семьи, пострадавшей в своё время от появления гигантских монстров, а во-вторых, уменьшить количество сюжетных линий, чтобы каждую сделать качественнее.
Но… эй, это же фильм об огромной радиоактивной ящерице и его «друзьях»! Действительно. С монстрами здесь всё просто отлично. Как я уже сказал, на Земле, по сюжету фильма проживает около двадцати особей, но подробно нам показывают лишь четырех из них: Мотру (огромную бабочку), Родана (существо подобное птеродактилю), трехглавого Кинга Гидору (гидра гидрой) и, конечно же, нашего чешуйчатого дружелюбного соседа. И когда они появляются на экране все сюжетные (и другие) ляпы меркнут.
Ты просто смотришь на то, как два (или больше) монстра размером с небоскреб выбивают дух друг из друга, попутно уничтожая целые города. В каком фильме вам сейчас ещё такое покажут? Ни в каком. С графикой, естественно, всё отлично.
Во время просмотра фильма часто ловишь себя на сравнениях сиквела с оригинальным фильмом 2014 года. Видно, что создатели попытались учесть многие ошибки прошлого. Мало было монстров? Получайте монстров. Было мало сражений с их участием? Получайте больше сражений с их участием. Вы ничего не могли разобрать в кадре, потому что в фильме действие происходило в темноте? Получайте больше света в кадре.
Работы действительно проделано много, но так ли это хорошо? Я был очень удивлен в свое время первой частью франшизы. Годзиллы практически не было в фильме целый час. Плохо ли это?
На мой взгляд, лишь отчасти, ведь удавалось создавать какой-то трепет перед ним и чувство ожидания. C другой стороны, я сомневаюсь, что это сработало бы во второй раз, хотя если бы такое напряжение создавалось вокруг, скажем, той же трёхглавой гидры, то это, наверное, сработало бы. Некоторые персонажи хоть и были «слиты», но их история была более интересной (насколько это возможно в фильме о кайдзю), хотя ту же историю семьи, развивающуюся на фоне таких грандиозных и катастрофических событий, опять же можно было бы показать интереснее.
Что же в итоге снял Майкл Догерти? А снял он идеальный фильм о знаменитых японских монстрах. Люди, присутствующие в фильме скорее для фона, некоторый уровень драмы, несколько шуточек, много взрывов, падающих небоскребов и, конечно же, монстры, монстры, монстры. Стоит признать, что несмотря на все минусы, лучшего фильма о чудовищах невероятных размеров вы сейчас просто не найдёте.