Джони Айв о новом iPad Pro 2018, магии Apple и решении проблем

На прошедшей презентации Apple в Нью-Йорке для многих было непривычно отсутствие Джони Айва, вещающего из своей белой комнаты. Многие восприняли это как демонстрацию холодного отношения главного дизайнера Apple к новым продуктам. Но издание The Independent взяло у него интервью, из которого становится понятно, как именно Айв относится к тому, что делает компания. Мы перевели его специально для вас.

 

У всех продуктов, представленных Apple на мероприятии в Бруклине, есть кое-что общее. Но наиболее заметен вклад главного дизайнера Apple — сэра Джонатана Айва, часто именуемого как просто Джони.

Он приложил руку ко множеству новых продуктов Apple, включая радикально измененные MacBook Air и iPad Pro.

Айв работает в Apple с 1992 года, и его видение стало частью iMac, iPhone, iPad и Apple Watch. В 2018 он был награжден почетной наградой имени Стивена Хокинга за «выдающийся вклад в развитие элегантного и инновационного дизайна»

Я поймал его вскоре после презентации в Нью-Йорке.

В течение всего интервью Айв демонстрировал скромность, показывая, что он лишь часть команды. Как и Тим Кук, он долго думает перед каждым ответом. Отвечая, он говорит медленно, осторожно выстраивая свои суждения. Его хочется слушать.

Он только что представил абсолютно новый iPad: радикальный редизайн, избавившийся от самых знаковых элементов, например, таких как клавиша Home. Так что я начал с вопроса о том, чувствует ли он особую ответственность, когда всеми любимый и коммерчески успешный продукт подвергается значительным изменениям.

«Я думаю что ответственность распространяется ещё шире. Она начинается с решения не вносить изменения просто так. Потому что когда продукт был высоко оценен, у людей часто появляется желание увидеть его редизайн. Мне кажется, одна из наиболее важных идей заключается в том, чтобы не просто менять что-то ради изменений, но чтобы сделать это что-то ещё лучше.

Если вы вносите изменения с целью сделать устройство лучше, то вам не придется принуждать людей по новой в него влюбляться. Наше привычки настолько сильны, что в таких случаях всегда будет реакция на изменения. Мы замечаем, что что-то изменилось, а не то, стало ли лучше или хуже. По опыту могу сказать, что если мы очень сильно постараемся улучшить материалы, люди быстро это поймут и у них появится та же связь, какая была с продуктом до этого».

Когда iPad был впервые представлен в 2010 году, его описывали как магическое устройство. Как тяжело создавать элементы, которые люди характеризуют как магические — это кропотливая работа или моменты озарения?

«Ох, ненавижу говорить предсказуемо, но это комбинация и того, и другого. Некоторые из этих способностей и функций возможны благодаря уникальным технологиям, много лет бывшим в разработке, так что мы часто принимаем решения заранее, имея в запасе несколько лет. Face ID, к примеру, является такой особенно сложной и тонкой смесью технологий, которая не была создана для решения только одной задачи.

Я думаю, магическим продукт делают те его атрибуты, которые сложнее всего описать. Когда вы не до конца понимаете, что это.

Так что в новых iPad Pro одна из вещей, которой мы хотели добиться на протяжении долгого времени, было ощущение того, что у устройства нет какой-либо ориентации.

У первого iPad была четкая портретная ориентация. Была возможность использовать его в пейзажном режиме, но все же было очевидно, как именно устройство было задумано. И мне кажется, что с первым iPad у вас появлялось ощущение, будто он собран из множества разных компонентов.

Что частично выделяет новый iPad Pro, так это отсутствие ориентации. Его динамики расположены по всему периметру. Избавившись от клавиши Home и добавив Face ID планшет стал удобен для использования в любой ориентации.

Стандартные дисплеи абсолютно прямолинейны, так что их углы ожидаемо квадратны. Что всегда разочаровывало меня, так это то, что дисплей всегда выделялся был этим прямоугольным элементом, помещённым в непрямоугольное устройство.

Если вы посмотрите на iPad Pro, то вы увидите, как закругление экрана гармонично взаимодействует с гранями устройства. Вы почувствуете его аутентичность, и у вас появится ощущение, что это не просто набор различных компонентов, а цельный, чистый продукт.

Многие из нас не смогут уверенно сказать: «Да, это причина, из-за которой я его обожаю», но мне кажется, что как вид мы способны прочувствовать гораздо больше, чем мы можем выразить. Я думаю, что новый iPad Pro является чем-то настолько цельным и единым, что он отличается от 99 процентов сложных технологических продуктов.

Продукты Apple известны чистотой дизайна, простотой и отсутствием беспорядка. Новый iPad Pro обманывает вас, заставляя поверить, что это просто экран, в который вы можете погрузиться.

Это самое сложное. Такие комплексные устройства. Они сложные даже если просто задуматься об их концепции, а когда дело доходит до реализации, мы гордимся вещами, которые должны быть, но их нет. Странно, когда вещи, которыми ты больше всего гордишься — вещи, которых нет.

Мы решили изменить форму грани, чтобы вместо закругления был вертикальный срез. Мы сделали это, потому что продукт достиг той отметки, когда великолепная команда инженеров смогла сделать его настолько тонким, что у нас появилась возможность отказаться от скругления в пользу прямых граней. До этого мы не могли себе этого позволить, ведь продукт не был настолько тонким».

Это оказало влияние на взаимодействие iPad Pro с аксессуарами, такими как чехол-клавиатура и стилус Apple Pencil.

«Pencil имеет множество функций. Письмо и рисование являются главными, но то, как он крепится к устройству и заряжается от него, также важно».

Новый Pencil ощущается в руке очень естественно и имеет одну плоскую грань, благодаря которой его можно крепить к планшету: когда вы держите его близко к грани планшета, он буквально выскакивает у вас из рук и встает на место благодаря скрытым магнитам. Когда он присоединяется, то подключается к iPad, а на экране появляется уведомление о зарядке (беспроводной, разумеется).

«То, как он примагничивается к граням, является прекрасным примером этого самого ощущения магии. Это неожиданно, мы не до конца понимаем, как это работает, и ещё более непостижимым является тот факт, что он ещё и заряжается. Можно увидеть, как это связано с идеей, что вы можете просто взять устройство и начать им пользоваться без какой-либо задней мысли.

На самом деле, вы пользуетесь им с огромным количеством мыслей, но все они о том, что же вы хотите сделать, а не о том, правильно ли вы держите планшет».

Новый Pencil это, безусловно, прекрасное улучшение и неожиданность. Когда вы его видите, то чувствуете, что это Pencil, который вы всегда хотели. Является ли это ощущение «продукта, который мы даже не знали, что хотели, пока Apple не показала нам его» частью работы Айва?

«Я думаю, что это огромная, основная часть моей работы. Когда мы говорим о будущем, а я как дизайнер должен в него смотреть, я очень редко чувствую, что работаю над решением какой-то определенной проблемы.

За 25 лет работы я смогу пересчитать подобные случаи на пальцах одной руки. Очень редко, когда мы делаем что-то в ответ на какую-то насущную проблему. По определению, вы не знаете что это проблема, пока не попытаетесь сделать это лучше. Когда вы на протяжении долгого времени решаете проблему определённым образом, всеёубеждает вас, что это и есть лучший способ решения, а не привычка.

Когда вы на протяжении долгого времени решаете проблему определенным образом, сама идея того, что есть лучший путь для ее решения, может показаться кощунственной. Это может казаться очень маловероятным, так что вам приходится сделать прыжок веры. Эта вера базируется на одной мысли: «Я был в подобной ситуации много раз и каждый раз мы находили лучший выход». Так что вы просто верите в это и продолжаете работу.

В большинстве случаев у нас получается найти более удачный способ решить проблему».

На презентации Apple было сделано объявление, которое привлекло внимание аудитории. Это был не анонс нового продукта, а заявление о том,  что новые MacBook Air сделаны полностью из переработанного алюминия. Когда я упомянул это, Айв вновь воодушевился.

«Это как раз подходит под то, о чём мы говорили — новые пути решения проблем.

У нас есть команда ученых-материаловедов, с которой мы очень тесно сотрудничаем. Материалы, которые мы используем, чрезвычайно важны для нас по нескольким причинам. Мы ищем лучшие материалы для дизайна. Алюминий стал нашим главным материалом из-за своей крайней привлекательности.

Для нас оказалось сложным найти материал лучше. Мы улучшили сплав, который мы обычно используем, и изменили способы его получения и обработки. Это стало прекрасным примером того, как мы можем решать проблемы, не меняясь искусственно, но становясь лучше естественным образом.

Мы оставались сконцентрированы на алюминии, потому что это потрясающий материал, и благодаря командной работе мы нашли способ производить его, используя 100 процентов переработанного сырья. Я был удивлен реакции публики, но удивлен в хорошем смысле».

 

Мы вышли далеко за временные рамки нашего интервью. Возможно, Айв слишком вежлив чтобы остановить меня (в конце концов, он всё же британец). Но он также глубоко вовлечён в свою работу, начиная от мелочей и заканчивая цельной картиной. «Я могу говорить на эту тему весь день», — говорит он, возвращаясь к теме нового алюминиевого сплава.

Эта страсть, граничащая с разумом, и сделала его главным дизайнером нашего века.

Похожие материалы