Этим летом Paramount+ в очередной раз вытащил Декстера Моргана из могилы. Новый сиквел с говорящим названием «Декстер: Воскрешение» (Dexter: Resurrection) вышел практически под двадцатилетний юбилей франшизы, но ещё до премьеры успел собрать волну скепсиса.
Стоило ли тревожить «мёртвых» и возвращать на экраны культового серийного убийцу нулевых? Спойлер: на этот раз «воскрешение» действительно сработало — перед нами, пожалуй, лучший «Декстер» со времён золотой эпохи шоу.
Сезон завершился в сентябре, и теперь, когда первая шумиха стихла, самое время трезво оценить, почему именно это возвращение оказалось таким удачным. Попробуем в духе самого Декстера вскрыть это шоу и разобрать его на части, чтобы узнать, что внутри.
Предыстория

Прежде чем погрузиться в новейшее «Воскрешение», стоит задаться вопросом: почему вообще Декстер Морган снова перед нами? Этот герой в лице Майкла С. Холла возвращается к жизни с упорством зомби. Казалось, всё было кончено — причём дважды. Но не стоит забывать, что в эпоху стриминговых войн смерть — понятие очень условное.
Оригинальный сериал «Декстер» вышел на канале Showtime почти 20 лет назад — в 2006 году. Он сразу зацепил необычным концептом: судебный эксперт по брызгам крови из Майами — серийный убийца, который по ночам охотится на других серийных убийц. Сценаристы взяли основу из романов Джеффа Линдсэя, но пошли дальше, превратив сюжет в моральный эксперимент.
Кем является Декстер? Хорошим человеком, совершающим ужасные поступки ради справедливости, или чудовищем, убеждённым, что он служит добру?
В центре всего стоял «Кодекс» — правила, навязанные приёмным отцом, согласно которым Декстер не должен убивать невинных и обязан тщательно скрывать свою двойную жизнь. Эта формула создавала эффектное напряжение: зрители видели обаятельного парня и одновременно безжалостного «мясника из Бэй-Харбор».

Сериал шёл восемь сезонов до 2013 года, обрёл культовый статус и миллионы поклонников по всему миру, но его финал стал одним из самых разочаровывающих в истории ТВ. Фан-база выла от негодования, и в 2021 году шоураннер Клайд Филлипс вернулся с продолжением — «Декстер: Новая кровь».

После инсценировки смерти Декстеру дали новую жизнь в заснеженном городке Айрон-Лейк, где он скрывался под чужим именем. Однако всё это было затеяно лишь для того, чтобы прикончить его выстрелом в грудь от собственного сына. Да, этот финал тоже трудно назвать удачным, но тут хотя бы можно было поставить точку.

Но у Декстера Моргана жизней оказалось больше, чем у кошки. Книжный Декс окончательно погиб ещё в 2015-м году, в восьмой части цикла, но его телевизионный двойник слишком ценный актив, чтобы его просто похоронить. Showtime и Paramount+ понимают: мёртвый Декстер перестанет приносить прибыль, а вот живой — способен тянуть за собой целую франшизу. Видимо у создателей есть свой собственный Кодекс: «Ты не можешь быть мёртвым, если рейтинги высоки».

Под конец 2024 года на экраны вышел приквел «Декстер: Первородный грех» — шоу, в котором в самом начале открыто намекнули, что главный герой жив-здоров, заодно показав его воспоминания о былой молодости. А уже в июле 2025 года появился сериал-сиквел «Декстер: Воскрешение», который в одночасье отменил финал «Новой крови».
У франшизы планировалось несколько новых веток: приквел (закрыт после первого сезона), спин-оффы про разных маньяков (поставлены на паузу или отменены) и новое продолжение (успешно выстрелило). Но вопрос остаётся прежним: Декстер вернулся ради великой истории — или его пора окончательно похоронить?
Про что вообще «Воскрешение»

«Воскрешение» начинается с признания простой истины: без актёра главной роли Майкла С. Холла с его гипнотическим взглядом и фирменной полуулыбкой, вся эта затея – пустой трюк. Идея сделать сиквел исключительно о сыне Декстера, Гаррисоне, была мертворождённой, и создатели это быстро поняли. А значит, нужно было срочно извлекать Декстера из могилы, в которую его уложили в финале «Новой крови».
Первый и главный трюк сезона: Декстер чудесным образом выжил. Оправдание этому придумали довольно неубедительное, ну да ладно. После выстрела в сердце он провёл десять недель в коме, а очнувшись, обнаружил, что Гаррисон, не вынеся груза вины, сбежал. Понимая, что его прошлые решения, возможно, разрушили жизнь сына, Декстер отправляется в Нью-Йорк. Он намерен найти Гаррисона и попытаться хотя бы раз в жизни стать хорошим отцом.

Пока едва залечивший раны Декстер мчится в Нью-Йорк, сюжет услужливо подкидывает «привет» из прошлого.
Капитан Анхель Батиста спустя десять лет вдруг вспоминает доводы Лагуэрты: что если именно Декстер, а не Доакс, был «мясником из Бэй-Харбор»? Прозрение превращает его в навязчивую тень — он идёт по следу бывшего коллеги и по пятам его сына, который тоже успел запачкать руки в крови.
В Нью-Йорке тем временем Гаррисон в порыве ярости убивает насильника и с пугающей точностью повторяет уроки отца: расчленение, сокрытие улик — тьма явно передалась по наследству. Здесь же появляется новый персонаж — детектив Клодетт Уоллес. Она визуализирует преступления в голове, слушает музыку на месте убийства и бросает циничные реплики. Вся она словно собрана из клише других культовых шоу. Выглядит эффектно, но свежести этому образу явно не хватает.

Однако главный антагонист сезона не феноменальный детектив, а миллиардер Леон Прейтер, коллекционер «живых» серийных убийц. Он превратил свой особняк в элитный клуб, где каждый гость — психопат с собственной фишкой: «Леди Возмездие», «Коллекционер татуировок», «Рапунцель». Впервые Декстер сталкивается с целым сообществом себе подобных. Сможет ли он оставаться судьёй и палачом, если эти люди начинают казаться ему почти родственными душами?
Фанаты заранее могут догадаться, чем это закончится: все, кто когда-либо сближался с Декстером, рано или поздно получали билет в один конец. Но наблюдать, как охотник вступает в игру против венчурного капиталиста с собственным «клубом убийц» — это действительно что-то новенькое.
Не будем спойлерить что-то ещё о сюжете, но одно отметим однозначно — он цепляет и располагает к бинджвотчингу. Те, кто ещё не посмотрел сезон, могут считать себя счастливчиками, потому как смогут при желании запоем посмотреть все серии сезона сразу. Благо они уже доступны к просмотру в хорошем качестве и в самых разных озвучках.
Чем интересен сериал

История телевидения знает немало неудачных попыток воскресить культовых героев. Однако «Декстер: Воскрешение» — тот редкий случай, когда возвращение оказывается не просто оправданным, но и по-настоящему захватывающим. Новый сезон совершает почти невозможное: он возвращает атмосферу ранних сезонов шоу, когда идеальный баланс между чёрным юмором, напряжённым триллером и сложной моральной дилеммой заставлял сопереживать даже серийному убийце.
Просмотр «Воскрешения» словно скачок во времени: здесь вновь чувствуется та самая фирменная смесь жанров, которая когда-то сделала «Декстера» феноменом. Сценарий при этом ловко избегает ощущения вторичности, подбрасывая герою принципиально нового противника. Миллиардер Леон Прейтер, коллекционирующий серийных убийц как диковинки, становится идеальной ловушкой для Декстера. Оказавшись среди «себе подобных», он вынужден заново определять свои границы.
Никто не сомневается, чем закончится встреча «Мясника из Бэй-Харбор» с любителями коллекционировать смерть, но путь к развязке захватывает.

Смена локации пошла сериалу на пользу. Яркий, но приевшийся Майами и мрачный холодный Айрон-Лейк из «Новой крови» уступают место современному Нью-Йорку. Бетонные джунгли и анонимность толпы создают идеальную среду для новой охоты Декстера. Мегаполис диктует новый ритм — сюжет движется быстрее, а непредсказуемые повороты следуют один за другим. Наблюдать, как старый герой осваивается в современном «Большом яблоке», сталкиваясь с его хаосом, гораздо интереснее, чем смотреть за его уединёнными страданиями в заснеженном лесу.
Главная сила сезона — в развитии Декстера. Пройдя путь от маньяка-одиночки до семьянина и затворника, он теперь пытается обрести человечность через отношения с Гаррисоном. Линия отца и сына придаёт истории новую эмоциональную глубину. Теперь Декстер не просто охотится на психопатов — он учится быть наставником, пусть и весьма специфическим. Его знаменитый закадровый голос, визитная карточка сериала, снова звучит легко и иронично, контрастируя с депрессивными монологами поздних сезонов. Герой стал рефлексировать меньше, а действовать — больше, и это идёт ему на пользу.
«Воскрешение»намеренно возвращается к тому самому чёрному юмору, за который шоу полюбили изначально. Декстер с убийственной иронией комментирует реалии современного мира: каршеринг, навязчивые приложения и одержимость «тру-крайм» контентом. Шоу не боится посмеяться над своим постаревшим героем, оказавшимся не в своей тарелке в новом времени, и эта самоирония оказывается его главным козырем.
Наблюдать, как Декстер становиться водителем такси и разбирается в оценке его работы пассажирами через приложение — действительно забавно.

Именно в этой раскованности – сила «Воскрешения». Сериал не пытается делать вид, что его возвращение — это нечто сверхсерьёзное. Вместо этого он предлагает динамичный, остроумный и не стесняющийся абсурда сюжет, который доказывает: Декстер Морган чувствует себя в новом времени как никогда живым. И, что важнее, смотреть на это воскрешение персонажа — невероятно увлекательно.
Стиль и звук

Переход «Декстера» в эпоху стриминговых стандартов ощущается во всём — от качества картинки до работы со звуком. Если оригинальный сериал был продуктом своего времени с характерной для нулевых телевизионной эстетикой, то «Воскрешение» выглядит как полноценный киноформат.
Операторская работа стала сложнее: камера активно создаёт настроение через игру света и тени. Холодная палитра Нью-Йорка с его неоновыми вспышками идеально передаёт мрачную атмосферу там, где она нужна. С первых же серий становится ясно — это уже совсем не солнечный Майами, здесь будет развиваться иная история.
Звуковое сопровождение в новом сезоне заслуживает отдельного внимания. Появление таких групп, как Black Sabbath или The Heavy в ключевых сценах — действительно греет уши. С другой стороны, музыкальный выбор может удивить, так как порой он подчёркивает, что создатели решили вернуть «Декстеру» игривое настроение.
Хороший пример — детектив Уоллес, слушающая Bee Gees во время осмотра места преступления. Это создаёт яркий контраст между лёгкой музыкой и серьёзной работой детектива.

Однако наиболее заметным и спорным изменением становится отсутствие культовой заставки. Та самая последовательность с комаром, бритвой и кровью была визитной карточкой сериала, гениально раскрывающей его суть через бытовые метафоры. Её исчезновение в «Воскрешении» ощущается как потеря части ДНК проекта. Даже в недавно вышедшем приквеле «Первородный грех» классическую заставку переосмыслили, но сохранили её дух.
В новом шоу создаётся впечатление, что, обновляя визуальный язык, авторы частично пожертвовали одной из самых узнаваемых черт франшизы.
В техническом плане сериал сделал значительный шаг вперёд, но вместе с ростом бюджета и кинематографичности немного утратил ту уникальную стилистику, которая когда-то сделала его культовым. Зато финальные титры — наше почтение: каждый раз — разные, с характерными элементами для каждой серии и разнообразным саундтреком.
Есть ли минусы

Несмотря на всё обаяние возвращения, «Воскрешение» — далеко не безупречный сериал. Некоторые критики уже даже окрестили его откровенным (хоть и дорогим) фанфиком на оригинал с сомнительным по части логики сюжетом. Пройдёмся по некоторым минусам сезона.
Первое, что бросается в глаза — это невероятная концентрация сюжетных совпадений. Если в оригинале Декстер, будучи сотрудником полиции, тратил дни и недели на расследования, то здесь он с пугающей скоростью находит нужных людей и раскрывает преступления в многомиллионном Нью-Йорке. Ему буквально всё подается горяченьким и на блюдечке, словно по щелчку пальцев. Сериал компенсирует этот минус зрелищностью и темпом, но всё же нельзя не заметить, что местами он лишён крепкой логики.
История с Гаррисоном и его попыткой замести улики после расчленения первой жертвы в отеле тоже вызывает вопросы. Трудно поверить, что в современном отеле высокого класса, с его системами контроля доступа и видеонаблюдения, можно незаметно перемещать и резать тела на части. Подобные сцены заставляют задуматься — не слишком ли сценаристы упростили себе задачу ради скорости развития действия?
Да, сериалы часто позволяют себе условности, но здесь сценаристы будто махнули рукой на всё ту же элементарную логику — и это бросается в глаза.

Шоу откровенно играет на ностальгических чувствах зрителей. Возвращение культовых персонажей — сержанта Доакса с его легендарной фразой, Анхеля Батисты, Троицы, Мигеля Прадо, Брайана Мозера — это, конечно, приятный подарок для фанатов (пусть и с постаревшими актёрами). С другой стороны, возникает ощущение, что этот фан-сервис становится костылём, заменяющим глубокую проработку новых персонажей.
Миллиардер Прейтер и его «клуб убийц» — идея, полная потенциала, но сами антагонисты оказываются скорее картонными злодеями с одной характерной чертой, чем полноценными противниками для Декстера. Шоу не хватает той детективной дотошности и постепенного раскрытия умных и хитрых маньяков, которые были сильной стороной ранних сезонов. В итоге кроме одного-двух новых персонажей никто серьёзно не запоминается.
Забавный плюс от возвращения старых героев — соцсети внезапно вспомнили о существовании сержанта Доакса. Его снова растащили на мемы, в которых люди уверены в своей правоте, но не могут её доказать.

Существование «Воскрешения» — это своеобразная мета-ирония над самой франшизой. После «Новой крови», которая пыталась исправить ошибки и поставить точку, новый сезон эту точку стирает. После старта нового шоу мы уверены, что Декстера вряд ли убьют, а уж его сына — тем более. Шоураннер Клайд Филлипс уже выкатил спойлер: Гаррисона не станут убивать и в последующих сезонах.
«То, что Гаррисон в смертельной опасности нас ни к чему не приведёт. Мы не убиваем Гаррисона. Если мы убьём Гаррисона, то кто тогда Декстер?», — поделился шоураннер своим мнением в интервью.
Всё это, конечно, снижает градус напряжения. В итоге сериал рискует превратиться в бесконечный калейдоскоп, где главная цель — не рассказать завершённую историю, а просто поддерживать жизнь бренда. Куда двигаться дальше? Этот вопрос пока остаётся без внятного ответа. Но накал интриги серьёзно спадает, когда не переживаешь за жизнь и судьбу главных героев.

Но, какими бы ни были минусы, «Воскрешение» всё равно работает и заслуживает просмотра. В основном оно выстреливает благодаря ностальгии, харизме Майкла С. Холла, а также звёздному актёрскому касту. И о последнем стоит рассказать чуть подробнее.
А что там с кастом

Для «Воскрешения» каст явно подбирали по принципу «давайте возьмём лучших из лучших». Нил Патрик Харрис, Кристен Риттер, Ума Турман, Давид Дастмалчян и обладатель четырёх премий «Эмми» Питер Динклэйдж — благодаря им шоу получает максимальный уровень «звёздности».
Но главная опора франшизы, разумеется, Майкл С. Холл. Его возвращение — это не просто дань ностальгии, а настоящий мастер-класс по актёрской игре. Холл с пугающей лёгкостью вновь облачается в кожу Декстера Моргана, будто и не было многолетнего перерыва. Знаменитые внутренние монологи, едва заметная саркастичная ухмылка, взгляд, в котором читается вся сложность его натуры — Холл не просто играет роль, он является её живым воплощением.
Даже в окружении мастодонтов Голливуда он остаётся смысловым и эмоциональным центром, вокруг которого выстраивается всё действо.

Главный антагонист сериала Леон Прейтер был блестяще сыгран Питером Динклэйджем, хорошо знакомым всем по роли Тириона Ланнистера в «Игре престолов». Неоспоримо талантливый актёр идеально вжился в роль безумного миллиардера с манией к коллекционированию и вновь притягивал к себе взгляд.
Ума Турман получила роль телохранительницы миллиардера и наёмного убийцы. Её персонаж слегка отдаёт фан-сервисом, так как актриса словно повторяет свою роль из «Убить Билла», не хватает только жёлтого костюмчика и катаны.

Кристен Риттер играет одну из убийц, которые отдыхают на вечеринках Прейтера. Насколько известно, эту роль написали специально для нее. Руку к этому приложил исполнительный продюсер Скотт Рейнольдс, с которым она работала над «Джессикой Джонс». Конечно, нельзя оставить без внимания и Джека Элкотта, чей персонаж Гаррисон вырос в полноценного второго главного героя.
Путь Гаррисона Моргана на экране — это уникальный пример того, как взрослеет персонаж в долгоиграющей телевизионной саге. За время существования франшизы его образ прошёл сложную эволюцию, которую воплощали разные актёры.

В 5-7 сезонах оригинального сериала он появляется впервые — тогда исполнителями роли малыша Гаррисона стали близнецы Эван Джордж и Люк Эндрю Крунчев. Создателям повезло найти близнецов — таким образом они могли соблюдать законы о детском труде и увеличивать время съёмок с детьми.
Повзрослевшего Гаррисона в возрасте около трёх-четырёх лет сыграл Джейдон Уэллс. Позже, в 7-м сезоне «Декстера» в одном из эпизодов Харрисона сыграл Лукас Адамс. В 2021 году актёр уже был слишком взрослым для того, чтобы возвращаться к роли, потому, когда потребовалось показать 16-летнего Гаррисона в «Новой крови», выбор пал на Джека Элкотта. Его кастинг стал ключевым моментом для будущего персонажа.
Известно, что когда Джек Элкотт проходил пробы, ему сообщили, что он претендует на роль персонажа по имени Рэндалл, у которого сложные отношения с Декстером. Только после подписания контракта и получения сценария Элкотт узнал, что станет сыном главного героя. Такой ход позволил создателям оценить естественность игры актёра без давления наследия франшизы.

В «Воскрешении» Джек Элкотт демонстрирует впечатляющий актёрский рост. Его Гаррисон — это уже не мятежный подросток, а молодой мужчина, который усвоил «Кодекс» отца. Наконец Элкотту удаётся сделать персонажа глубоким, а не просто смотреть в камеру щенячьим взглядом.
Он вырос как актёр и теперь мастерски передаёт внутренний конфликт — борьбу между желанием быть нормальным человеком и осознанием своей тёмной природы. Его сцены с Майклом С. Холлом наполнены подлинной эмоциональной напряжённостью, что делает их дуэт одним из главных достоинств сезона. Благодаря органичной игре Элкотта Гаррисон Морган превратился из сюжетного устройства в полноценного и одного из самых интересных персонажей франшизы, чья дуга стала неотъемлемой частью новой истории Декстера.
Что важно, к созданию «Воскрешения» приложил руку шоураннер Клайд Филлипс — тот самый, что стоял за первыми сезонами оригинала. Именно он смог вернуть шоу дух классики. За режиссуру отвечали Маркос Сига (давний ветеран «Декстера») и Моника Реймунд («Первородный грех»). Возможно, именно благодаря им новый сезон ощущается как часть цельной саги.
Что в итоге

Спустя несколько попыток создатели, наконец, нашли формулу, которая работает. «Декстер: Воскрешение» — это не просто удачный сезон, а триумфальное возвращение, которое смогло то, что не удалось ни финалу оригинала, ни «Новой крови»: удовлетворить и критиков, и фанатов. Редкий случай, когда воскрешение культового героя не ощущается как отчаянная попытка выжать из франшизы последние соки.
Шоураннер Клайд Филлипс явно усвоил уроки провальных финалов. Вместо того, чтобы снова пытаться навязать Декстеру несвойственную ему моральную дилемму и бесконечные душевные страдания, «Воскрешение» принимает его природу. Наконец, главный герой может быть самим собой — обаятельным и саркастичным социопатом с рулоном полиэтилена в багажнике.
Оправданность этого возвращения доказывают не только восторженные отзывы, но и сухие цифры. Рейтинг на Rotten Tomatoes зашкаливает — 95% свежести (было ли такое за всю историю сериала?). На IMDb также отличный показатель — 9,1, даже на «Кинопоиске» он попал в топ-250 и занял 18 место с оценкой 8,7. «Воскрешение» побило рекорды «Первородного греха» и «Новой крови», став самой успешной премьерой в истории канала Showtime.
Думается, что огромным количеством просмотров и высокими оценками фанаты показали, каким они хотят видеть Декстера. И, скорее всего, на этом всё не закончится.

«Воскрешение» получило зелёный свет сразу на несколько сезонов — три и даже более, если Майклу С. Холлу не надоест сниматься в этом шоу. Насколько известно, он и Клайд Филлипс уже подписали трёхлетние контракты, а съёмки второго сезона запланированы на лето 2026 года. Филлипс в одном из подкастов даже признался, что работа над сценарием нового сезона начнется совсем скоро — 6 октября. По его словам, в этом сезоне появится «главный антагонист», которого он уже окрестил «великолепным», а также несколько «злодеев недели».
Однако эра приквелов и спин-оффов «Декстера», вероятно, завершена. Paramount уже приняла решение отменить «Первородный грех» — и это при том, что более 100 тысяч фанатов подписали петицию о сохранении шоу, и в целом он набрал неплохие рейтинги. Клайд Филлипс не исключает, что в будущих сезонах «Воскрешения» могут появиться персонажи из «Первородного греха»:
«Я не могу сказать «нет». Иногда мне что-то приходит в голову во время работы над сценарием или при редактировании, так что я ничему не говорю «нет».
Проектом «Молодой Троица» о главном антагонисте четвёртого сезона «Декстера» Артуре Митчелле также пока никто заниматься не будет, хотя для него уже готов сценарий на десяток эпизодов. Видимо, пока что создатели предпочитают смотреть в будущее, а не в прошлое Декстера.
Что будет дальше — остаётся только ждать. Уверены, у создателей этого шоу есть ещё немало интересных идей, которые нас удивят в будущем. «Воскрешение» прошло успешно.