22 февраля Netflix выпустил новый фэнтезийный сериал о мире, населённом магами огня, воды, воздуха и земли. Но не прошло и нескольких дней, как шоу получило самые противоречивые отзывы. Критики настрочили большую пачку негативных рецензий, ругающих новинку, тогда как фанатская база осталась более-менее довольна. Предлагаем погрузиться в тему и разобраться, почему вокруг сериала развели такую шумиху.
В первую очередь хочется отметить, что попытки сделать адаптацию какого-нибудь аниме или мультсериала чаще всего оборачиваются кошмарными провалами (перед глазами до сих пор вьетнамскими флешбеками мелькает фильм «Тетрадь смерти»). Однако киноделы не сдаются, и в редких случаях у них всё же выходит нечто стоящее — например, сериал One Piece.
Но когда Netflix заявил, что намеревается выпустить адаптацию «Аватар: Легенда об Аанге», никто заранее не ждал ничего хорошего.
Про что вообще сериал
Изначально Avatar: The Last Airbender — это культовый мультсериал с многомиллионным фанатским сообществом. Он выходил на телеканале Nickelodeon в 2005-2008 годах и насчитывал три сезона. Мультипликационное шоу рассказывало о 12-летнем маге воздуха Аанге, которому по воле судьбы нужно было спасти мир от разрушительной войны.
По сути сюжет в новом сериале остался тем же. Главный герой экранизации — мальчик Аанг, живущий в мире, где человечество поделено на четыре нации в зависимости от умения управлять стихией. Тысячелетиями народы огня, воды, воздуха и земли жили в мире, пока в один далеко не самый прекрасный момент нация огня не решила подчинить себе все остальные. Остановить огненных магов мог только Аватар — единственный, кому подвластно управлять всеми четырьмя стихиями.
Так причём же тут Аанг? Именно ему суждено было стать следующим воплощением Аватара. Но увы, на момент начала войны, 12-летний маг воздуха не то что не научился управлять другими стихиями — он даже не успел смириться с таким серьёзным бременем, которое легло на его детские плечи.
Не будем в подробностях пересказывать сюжет, остановимся лишь на том, что вместо того, чтобы выйти на бой против магов огня и попробовать как следует наподдать им, 12-летний Аанг пропал. Куда делся Аватар и почему он не встал на защиту своего и других народов станет известно только 100 лет спустя, когда двое ребят из Южного племени воды, Катара и Сокка, не найдут вмёрзшего в лёд Аанга. После этого трём подросткам предстоит отправиться на тернистый путь приключений и остановить захватническую войну, которую когда-то развязал народ огня.
Что не так с сериалом
Как и в мультсериале, в новом детище Netflix сохранился весьма бодрый темп повествования. Сюжет полон приключений и магических битв, маги то и дело кидаются ледяными глыбами, огненными шарами и летают по небу на огромном бизоне по имени Аппа. Смотреть адаптацию весьма увлекательно, особенно тем, кто не знаком с оригинальным мультом и ещё не в курсе, куда история заведёт главных героев.
С другой стороны, не всех может устроить то, как развивается повествование. Эпизоды оказались просто перенасыщены длинными диалогами, а иногда даже монологами, без которых в принципе можно было бы и обойтись. Уже в самой первой серии Аанг начинает говорить о себе практически в камеру: «Я не хочу быть Аватаром, я люблю бегать, летать и не хочу ответственности». В других сериях также можно заметить большое количество моментов, когда персонажи что-то нудно рассказывают о себе, пережевывая это в вязкую и скучную кашу.
Честно говоря, такой подход кажется совсем уж не талантливым. Намного интереснее было бы наблюдать за какими-то действиями, которые помогли бы раскрыть героев, чем слушать их рассуждения. Увы, шоураннеры оказались не готовы показывать активное взаимодействие персонажей. В особенности негативно это ударило по главным героям. Получилось так, что в эпизодах нет самого главного — взаимодействия между троицей ребят, отправившихся в полное опасностей путешествие.
Почему-то в новом сериале нет ни одной серии, где Аанг, Катара и Сокка действовали бы вместе от начала и до конца. По совершенно разным причинам троицу всё время разделяют, лишая их взаимодействия, которого как раз ждали фанаты мультсериала. В мульте главные герои постоянно подкалывают друг друга и спорят, постепенно сближаются и превращаются в настоящую «команду Аватара». К сожалению, в новом сериале из-за отсутствия подобных сцен между героями отсутствует какая-либо химия. В итоге даже не очень понятно, почему ребята так отчаянно привязаны друг к другу и всегда кидаются на помощь. Кажется, что они едва знакомы.
Помимо сцен с взаимодействием главных героев, шоу лишено и других важных моментов. Так, например, в сериале совсем не показано, как Катара изучает магию воды. В первой серии она едва-едва могла поднять в воздух небольшой водяной шар, тогда как уже под конец стала едва ли не самым мощным магом, освоившим различные новые техники. Как и когда это произошло — непонятно, все её тренировки прошли мимо глаз зрителя.
Про Аанга вообще сказать нечего, за весь сезон он даже не начал изучать другие стихии и совсем не приблизился к тому, чтобы стать Аватаром. Возможно, его потом также как и Катару научат всему за несколько эпизодов — бац, и вот он уже всё умеет и всех превосходит.
Из-за такой урезки сцен с Аангом, Катарой и Соккой в сериале более интересными становятся второстепенные персонажи — например, 16-летний маг огня Зуко. Он отправился на поиски Аватара, после того, как был изгнан из страны огня своим отцом — главным магом стихии Озаем. Зуко путешествует по миру вместе с дядей Айро, и вот между ними действительно чувствуется какая-то искренность.
На что ещё невозможно не обратить внимание, и особенно тем, кто смотрел мультсериал, — в новом шоу практически отсутствует юмор. В первую очередь заметно, что персонажа Сокки лишили всех его топовых шуточек «парня с бумерангом», которые были в оригинальном произведении. Брат Катары потерял свою отличительную черту, из-за чего теперь выглядит слишком серьёзным.
Иэн Аусли, сыгравший Сокку, рассказал в интервью порталу EW: «Я хотел убедиться, что Сокка забавный, но реализм имеет больший вес во всех отношениях». Актриса, которая сыграла Катару (Киавентио Тарбелл), также обратила внимание на то, как был изменён персонаж Сокки. К примеру, в мультсериале он мог невзначай бросить фразочку о том, что девушкам лучше заниматься шитьём, а не лезть в бой. «Я чувствую, что мы также убрали элемент сексизма Сокки. Я чувствую, что в оригинальном шоу было много моментов, которые были сомнительными», — отмечает Киавентио.
Возможно, такой этический апгрейд и соответствует духу современности, однако без толики юмора персонаж Сокки стал абсолютно плоским и неинтересным. Кроме того, в оригинальном мульте создатели наделили его некоторым «сексизмом» не просто так. Эта отрицательная черта позволяла герою развиваться по мере повествования и меняться. Встречая сильных женщин, и глядя на свою весьма одарённую сестру, он постепенно менял своё мнение. Однако теперь, в угоду современным критериям, персонажа лишили возможности роста над собой и над стереотипами.
Создатели явно пытались сделать адаптацию более зрелой и показать в ней не столько юморную составляющую, сколько серьёзный сюжет. Шоураннер Альберт Ким заявлял в интервью Variety о том, что хотел наглядно изобразить в сериале геноцид магов воздуха, который устроили маги огня.
«Мы начинаем шоу не так, как начинаются мультсериалы. Это было сознательное решение показать людям, что это не мультсериал. Иногда нам приходилось распутывать сюжетные линии и переделывать их по-новому, чтобы придать смысл сериальной драме», — говорил Альберт Ким.
В целом задумка кинобоссов ясна. Они хотели взять относительно детский и крайне популярный мультсериал, выкинуть из него глуповатый юмор и акцентировать внимание на взрослых вещах. Видимо, создатели понадеялись, что аудитория «Аватара» как раз подросла, и теперь для неё больше подойдёт история, приправленная толикой драматизма и серьёзности.
Чем хорош сериал
Что ж, про сюжет и его некоторые недостатки всё ясно. Теперь можно вновь вернуться к плюсам нового сериала.
Что приятно удивляет, так это визуал Avatar: The Last Airbender. Первая серия шоу сразу же начинается с волнительной погони и битвы между магами. Спецэффекты и компьютерная графика оказались выполнены вполне достойно. При этом боевки магов и хореография актёров поставлены отлично. Дух, конечно, не захватит, но выглядят они впечатляюще.
Правда иногда сцены кажутся слишком уж замедленными. Но возможно это сделанно специально для того, чтобы все успевали рассмотреть летящие огненные фаерболы и водяные струи. Особенно сцены боя могут казаться слишком замедленными после просмотра оригинального мульта, где магия выглядела очень пластичной и живой, благодаря скорости и плавной анимации. Но увы, не всё, что нарисовано возможно легко и просто воплотить в жизнь.
Как ни крути, а художники серьёзно подошли к воссозданию мира «Аватара». Внешний вид храмов и городов, летающий бизон и обстановка в целом — всё это выглядит в точности, как в мультсериале (в кои-то веки Netflix бережно отнёсся к адаптации).
Конечно, не все вышло идеально. Местами создатели слегка перегнули с попытками скопировать образы и костюмы персонажей мультсериала. Если шоураннеры так стремились показать реализм, то его стоило хотя бы чуточку внести и в одежду героев.
Увы, броня народа огня, одежда Катары и других магов воды — всё это слишком сильно напоминает чистенький, яркий и совсем неправдоподобный косплей. Даже прическа принцессы Юи сразу выдаёт громоздкий парик, а не натуральные белые волосы. Видимо, темноволосой актрисе (Эмбер Мидфандер) решили не портить её настоящие волосы и не красить их.
В сети уже появились сравнения на этот счет:
Конечно, какими бы ни были графика или костюмы у нового «Аватара», они на 100% выигрывают у адаптации, созданной М. Найтом Шьямаланом. Ну разве что прическа Юи у Шьямалана вышла более натуралистичной. Однако не стоит забывать, что попытка снять фильм про Аанга в 2010 году провалилась с громким треском: полный метр победил в пяти номинациях премии «Золотая малина», в том числе «Худший фильм» и «Худший сценарий».
После столь громкого провала Шьямалана создатели уделили более серьёзное внимание кастингу актёров и учли этнические особенности персонажей. И в этом они определённо преуспели. Почти весь актерский каст похож на персонажей из мультсериала.
Главную роль исполнил 14-летний Гордон Кормье, который ну просто вылитый Аанг.
Возможно, юный актёр не смог справиться с сильными драматическими сценами, но в целом он показал достойную игру. Если в мультсериале можно было увидеть множество сцен, которые раскрывали Аанга как озорного ребёнка, то в адаптации Гордону Кормье пришлось вжиться в роль мальчика с хмурым лицом, регулярно выдающего высокопарные тирады об ответственности.
Киавентио Тарбелл весьма напоминает Катару внешне, жаль, что этого оказалось недостаточно. Увы, актриса не смогла как-то ярко себя проявить и запомниться чем-то кроме очаровательного образа. В её исполнении Катара оказалась какой-то деревянной и не слишком эмоциональной. Иэн Аусли хоть и сыграл Сокку, лишённого юмора, но вполне справился со своей ролью. Из всей троицы главных героев он, что удивительно, кажется самым харизматичным.
Даллас Лю отлично подошёл на роль принца Зуко. Актёр успешно сыграл немного истеричного и вспыльчивого персонажа. Пол Ли — просто вылитый любитель чая Айро. Дэниел Дэ Ким — он 100% похож на сурового лорда огня Озая.
Из приятного и забавного — в сериале можно увидеть продавца капусты. Этот персонаж неоднократно появлялся в мультсериале и каждый раз его тележку с товаром уничтожали разными способами. В новом шоу продавца капусты сыграл Джеймс Се — именно этот актёр озвучивал персонажа в мультсериале.
Внешне совсем не попали в своих персонажей только Элизабет Ю, которая сыграла Азулу, и Талия Чан — она играла подругу Азулы по имени Мэй. Обе актрисы оказались слишком уж пухлощёкими в сравнении с их рисованными персонажами. Элизабет Ю может и сумела актёрской игрой как-то передать коварность своего персонажа, вот только она всё равно больше похожа на девочку из фильмов Disney, чем на сумасшедшую и крайне опасную дочь лорда огня.
Ещё один актёр, который вызвал множество противоречивых эмоций — это Уткарш Амбудкар, он сыграл Буми. Кошмарный гримм и опять таки косплейная одежда совсем не дали разглядеть способностей данного актёра.
Отличия от мультсериала
Исходя из всего вышеописанного, можно прийти к выводу, что сравнивать «Аватар: Легенда об Аанге» 2024 года с мультсериалом можно бесконечно. Мульт и его адаптация во многом похожи, но во многом они сильно разнятся. Стоит выделить некоторые основные моменты.
Оригинальный мульт насчитывает три сезона. В адаптации можно увидеть, как некоторые ключевые моменты или персонажи из второго сезона уже перекочевали в начало повествования. Например, в арке про Буми неожиданно появляются барды-кочевники, которые тусуются в туннелях под городом Омашу. Тогда же главным героям встречаются Механист и Джет с его борцами за свободу. Все персонажи оказываются втянуты в одну общую историю, тогда как в мульте им отведены отдельные серии.
Кстати, в оригинале название города Омашу появилось из-за трагичной истории влюбленных: девушки Ому и юноши Шу. Netflix явно был бы не Netflix, если бы невзначай не упомянул, что Ому и Шу были двумя девушками, влюблёнными друг в друга. Спасибо, что хотя бы чернокожих чародеек в сериал не ввели вместо привычных главных героев. Могли бы ведь и глазом не моргнув заменить Аанга и Сокку на девушек-магинь.
Опять же стоит обратить внимание на арку Буми. В мульте его встреча с Аангом была показана более эмоционально, потому как они когда-то были близкими друзьями, которые по сути не виделись 100 лет. Однако в сериале их воссоединение превращается в какую-то странную и немного садистскую игру.
В отличие от мульта Аанг в одной из серий реально смог превратиться в одно из воплощений Аватара. Но в данном случае упрекать создателей адаптации не хочется, эта сцена по крайней мере получилась весьма эффектной.
Из-за попытки уложиться в хронометраж создатели запихали достаточно масштабные сюжеты о мире духов буквально в две серии. В итоге некоторые интересные моменты из первого сезона мульта были упущены, зато мы смогли увидеть кое-что, чего не было даже в оригинальной истории. Например, в сериале упомянули Мать Лиц, которую можно было встретить только на страницах комикса об Аватаре.
Аанг по какой-то причине совсем не учится магии. За все 8 эпизодов он не делает даже попытки овладеть магией воды вместе с Катарой. А ведь в мульте она его обучала.
В адаптации большое внимание уделили принцу Зуко и его команде моряков. Оказалось, что за ними стоит весьма душещипательная история, которая по-новому раскрывает персонажа принца. В мультсериале Зуко сопровождали моряки о судьбе которых в принципе ничего не было известно.
В сериал были добавлены сцены с Айро и стражами Земли, которые припоминают ему его военные преступления. Такое дополнение также помогло раскрытию персонажа с новой стороны.
Продолжать список можно довольно долго. Сериал во многом идентичен оригиналу, но в то же время позволяет себе отступления от сюжета мульта и какие-то переосмысления. Не исключено, что именно поэтому над ним не стали работать создатели оригинального мультсериала Майкл Данте Димартино и Брайан Кониецко. Известно, что они изначально были назначены исполнительными продюсерами и шоураннерами, но в 2020 году вместе покинули проект из-за творческих разногласий.
«Во время анонса в Netflix говорили, что хотят реализовать наше видение пересказа этой истории и будут поддерживать нас в работе над сериалом. Мы же сказали, что очень рады возможности возглавить работу над ним. К сожалению, всё пошло не так, как мы надеялись», — отмечал Димартино.
«Чтобы внести ясность, это было не просто из-за того, что мы не добились своего. Майк и я — люди способные к сотрудничеству. Нам не нужно было, чтобы все идеи исходили от нас. Пока мы чувствовали, что эти идеи соответствуют духу и целостности «Аватара», мы бы с радостью приняли их», — писал Брайан Кониецко.
Что в итоге
Подводя итог, можно прийти к выводу, что тем, кто не смотрел оригинальный мультсериал явно будет интересно наблюдать за приключениями Аанга и его друзей. В то же время у фанатов мульта есть возможность взглянуть на некоторые события и персонажей с нового ракурса.
С другой стороны, не совсем понятно на какую именно аудиторию рассчитан сериал. В нём присутствуют серьёзные темы, например геноцид магов воздуха, но при этом нет никакой видимой жести. Все боёвки остаются бескровными, в сериях нельзя увидеть ни одного обгоревшего от магического залпа трупа.
По сути, «Аватар» выглядит скорее как детская сказка, которая не претендует на реализм, потому взрослой аудитории, скорее всего, будет не слишком интересно его смотреть. В процессе уж слишком сложно не задаться различными вопросами, вроде: почему маги воды не могли просто затопить все корабли магов огня? Почему магам огня не нужен огонь чтобы кидаться своими фаерболами, тогда как магам воды нужно иметь при себе воду, чтобы хоть что-то накастовать? Кто стрижёт во время путешествия Сокку? Как так получается, что у персонажа всегда идеальная стрижка?
Если же постараться не возлагать на сериал завышенных ожиданий, то он может показаться вполне смотрибельным. Экранизация кажется средней, но фанаты истории уже оставили в сети множество положительных комментариев и попросили критиков «убрать руки» от «Аватара», чтобы он смог получить продолжение. Многие припоминают, что из-за плохих отзывов уже были закрыты несколько топовых сериалов, так что не исключено, что такая судьба может постичь и «Аватар».
Несмотря на критику, скорее всего, сериал всё же получит продолжение на второй сезон. Хотя пока о нём официально никто не заявлял, портал What’s On Netflix уже нашёл доказательства, указывающие на продление шоу. Оказалось, что один из помощников сценариста неосмотрительно указал в своем профиле в LinkedIn второй сезон Avatar: The Last Airbender.
Первый сезон насчитывает всего 8 серий, каждая из них идёт около одного часа. На IMDb шоу пока получило рейтинг 7,5 из 10. Все серии уже доступны к просмотру, но тем, кто хочет смотреть шоу в хорошей озвучке, придется подождать. К примеру, дубляж от студии Red Head Sound пока что не вышел. 27 февраля с их озвучанием появилась только первая серия, полностью все эпизоды будут готовы приблизительно к 12 марта.