Если вас попросят назвать пять самых удачных мультфильмов современности, которые были произведены в России, то «Смешарики» если не возглавляли бы этот рейтинг, то точно бы в нём присутствовали. Это действительно добрый мультик, учащий детей взаимопомощи, дружбе и всему прекрасному, имеющий свою историю и запоминающийся стиль. Все истории о любимых героях буквально пропитаны теплотой, а сюжеты серий в корне отличаются друг от друга. Даже несмотря на статус детской развлекашки, благодаря своей философии, аллюзиям и заигрыванию со взрослыми шутками, мультфильм можно спокойно смотреть и сейчас. Короче говоря, это действительно культовая анимация, над которой можно и посмеяться, и растрогаться, и даже где-то испугаться.
С чего всё начиналось
Если углубляться в историю, не побоюсь этого слова, франшизы, то проект изначально создавался как коммерческий, о чём говорил один из создателей Илья Попов:
«… нам неинтересна была арт-хаусная ниша, мы не ориентировались на фестивали. Идея заключалась в том, чтобы создать продукт, который можно, что называется, продать, ориентированный на конечных потребителей. В нашем случае — на детей: эту аудиторию мы неплохо знали. Тем более что ниша детской анимации была тогда практически пуста».
Спустя почти 20 лет стало понятно, что задумка авторов удалась. Одной из сфер, где «Смешарики» оказали наибольшее влияние, является отрасль детских товаров. Лицензионные продукты, такие как игрушки, одежда, канцелярские принадлежности, заняли полки магазинов и стали неотъемлемой частью детской индустрии. Были даже компьютерные игры, которые по тем временам ценились выше золота. А сейчас даже можно купить виниловую пластинку с саундтреком, но сейчас не об этом.
История мультфильма началась в 2002 году, когда Салават Шайхинуров, сотрудник фирмы «Fun Game», а также дизайнер Илья Попов пришли с разработкой персонажей к основателю анимационной студии «Пилот» Анатолию Прохорову. Несмотря на то, что последний быстро развернул инициативную парочку, они вскоре вернулись, дав начало увлекательной истории.
начальный концепт героев, которых вообще было 20 штук, а назывались они, кстати, сластёнами
Поскольку производство мультфильма выходило очень дорогим, то создатели быстренько подсуетились, взяли гранты и принялись за работу. «Отцы» мультфильма сразу понимали, что поддержка от государства рано или поздно сойдёт на нет, а продажа прав на трансляцию не будет окупать проект полностью. Условно говоря, нужно было сделать так, чтобы анимация окупала сама себя.
Куда всё пришло
Как я уже писала выше, «Смешарики» стали не только рисованными персонажами, но и брендом для всей семьи. Совокупный розничный оборот товаров и услуг под брендами «Рики» (компания, которую впоследствии основали Попов, Прохоров и Шайхинуров) в 2019 году, по оценкам, составил около 10 млрд руб.
Особое внимание бренда уделялось образовательному контенту — так на свет появились «Азбука Смешариков», «Смешарики. Пин-код», «Смешарики. Спорт» и «Наследники». Все спин-оффы связаны с развитием кругозора ребёнка, его внимания к своему здоровью, спорту, безопасности. Также были сняты «Малышарики» для самых маленьких, и даже «Моднюша» — спецвыпуск, рассказывающий о приключениях альтернативной версии Нюши в европейском городе.
Помимо нашего сегодняшнего претендента на расстрел, создатели сняли несколько полнометражек, которые особо не выстрелили в прокате: «Смешарики. Начало», «Смешарики. Легенда о золотом драконе» и «Смешарики. Дежавю». Первый фильм вообще представляет из себя приквел, где нет даже Пина с Копатычем, а это уже красный флаг.
Если говорить начистоту, то лучше всего у «Рики» получаются короткие форматы, где не нужно тянуть сюжет. Для экшена и прочих изысков мы готовы найти замену, а вот старых добрых смешариков, которые выходили в нулевых и десятых, немножечко не хватает. Классические «Смешарики», которых я имею ввиду, выходили до 2012 включительно, после чего им на смену пришли «Смешарики. Новые приключения» с 3D рисовкой, которую вскоре всё же заменили на знакомый нам 2D формат.
Каким получился новый фильм
Если вкратце, то мероприятие получилось крайне сомнительным, вечеринка не очень вкусной, а игра не стоит свеч. Это не полнометражка в классическом понимании слова, а «киноальманах». Авторы просто вписали в 50 минут 4 сюжетика, которые по наполнению ну никак не тянут на старых «Смешариков».
Первым делом нам предлагают посмотреть на конфликт Карыча и Кроша, которые выезжают исключительно на курьёзе, созданном благодаря Лосяшу. Предмет спора — что такое настоящее кино. Оба героя снимают диаметрально противоположные фильмы, запрягая писать сценарии к ним бедного Лосяша, который уже откровенно зашивается. Итог — заготовки для фильмов путаются, на экране происходит откровенная анархия, но персонажей всё устраивает и они мирятся.
Если бы подобную идею раскрутили в классическом формате семиминутной серии, то это было бы ещё уместно, но, увы, получилось растянуто. Детям, сидевшим в зале, было скучно, не говоря уже о взрослых зрителях.
Второй «блок» уже получился свежее, но здесь уже заслуга сюжета, основанного на «Звёздных войнах». Нюанс: дети вряд ли знакомы с этой франшизой, что тоже вносит свои коррективы — некоторые вещи до них просто не доходили. Зато теперь мы знаем, что у Совуньи была крайне интересная молодость, а ещё сомнительный вкус на мужчин, но это уже лирика.
Этот фрагмент вообще создан для фанатов Железной Няни — тут она просто богиня, императрица, тигрица и прочие эпитеты. Большое спасибо авторам сценария за то, что они вообще ввели её в фильм, равно как и Биби, чьё появление растопило моё сердце, особенно учитывая то, что по основному сюжету мультсериала он улетел в космос.
Эта сюжетная ветка вообще получилась самой удачной из всех четырёх. Один из плюсов конкретно этих 15 минут — отсутствие шуточек формата «300 — любимое число любого тракториста» и «спизло, усни». Последнее, конечно, должно звучать как «спи, зло, усни», но получилось как получилось. Фишкой «Смешариков» всегда был некоторый процент шуток, которые граничат на пересечении детских и не очень тем, но именно в «полнометражке» получилось как-то грубо и неуместно. Не сказать, что я душнила, но даже для меня многое показалось нелепым и натянутым на принцип «чтобы было».
Даже песни, за которые ответственен Андрей Князев из КиШа, особо не отложились в памяти. Просто фон — не хороший, скорее просто незаметный.
Третья часть оказалась тоже не такой уж и плохой. Сюжет крутится вокруг того, как Карыч и Лосяш поспорили, смогут ли они сделать из Пина звезду телеэкранов. Получился достаточно бодренький фрагмент, где «Титаник» стал тиктоником, появился Зорро-Пингвинорро, сняли пародию на «Белое солнце пустыни», «Крёстного отца», «Кинг-Конга» и Шекспира.
В какой-то момент Кар-Карыч понял, что у него ничего не получается, тогда до него дошло что Пин может стать идеальной звездой немого кино. Тут-то и появляются семейные ценности во всей красе: Пин начинает сниматься вместе с Би-би и становится супер звездой. Нюанс в том, что ему оказалось не нужна эта слава, и он выбрал свою спокойную жизнь, сон в холодильнике и постоянные изобретения.
Невероятным плюсом этого блока стало именно огромное количество пародий на знаменитые сюжеты. Было приятно увидеть адаптации, снятые для малышей: маленькому ребенку сложно будет объяснить всю красоту Шекспира, а также, например, почему в карьере трудятся несколько Барашей, закованных в цепи. Казалось бы, что это мелочь и ребёнку такое знать не нужно, но в своё время это может послужить неплохой базой для того, чтобы воспитать интерес у ребёнка. И если в первой и четвёртой части нет как такового сюжета или высокой морали, то здесь хотя бы можно сделать вывод, что каждый человек талантлив в своём деле. Именно эту часть можно было бы без зазрения совести оформить в законные 7 минут обычной серии, но пусть решение остаётся на совести авторов.
Четвертая часть получилась откровенно непонятной. Как уже было в предыдущем фрагменте, здесь авторы решили показать ещё одну солянку, только получилось как-то лениво. Тут и отсылки на «Игру в кальмара», «Подземелья и драконы», на «Ведьмака», а также на «Властелина колец». Сюжет был в том, что главные герои решили снять фильм, что неудивительно, только в качестве одного из актёров они решили позвать Копатыча, который в это время находился в спячке. Естественно ничего хорошего у них не получилось и им пришлось разгребать последствия своих поступков. На выходе получилось достаточно странно, зато здесь появился очень приятный визуал, но это уже вкусовщина. Абсолютно неожиданно фильм закончился, а вопросики остались.
Зачем и для кого
Обидно, досадно, но ладно. Мультфильм получился абсолютно средненьким, местами играющим на ностальгии и смешинках из культового кино. Больше про него сказать и нечего, потому что каких-то ярких эмоций от него не возникло.
Здесь нет общего драматического действия, эмоционального развития персонажей и главной идеи. Серии получились бы реально классными и вкусными, если бы их вставили в классический формат сериала, а не пытались слепить фильм ради фильма. С таким же успехом можно было бы взять любые четыре серии, объединенные плюс-минус одной темой, растянуть их в два раза, соединить заставками и вуаля — вы прекрасны.
Думаю, что результаты проката убедят студию немножко поменять вектор развития, ну а пока у нас есть старые серии, которые можно уютненько пересмотреть, хихикая с некоторых шуток.