Кавабанга! Совсем недавно на экраны вышел новый мультфильм о любимых миллионами зелёных мутантах. Хочу сразу сказать, что отсутствие Меган Фокс в школьной форме явно пошло на пользу истории, а интересный сюжет и манера рисовки заставят углубиться в просмотр даже самого скептически настроенного зрителя.
Почему Донателло носит очки, а также куда дели Шреддера — обо всём по порядку в этой статье.
История каноничных черепашек
«Черепашки» быстро взлетели — как оказалось, аудитория была более чем готова к тёмным улицам Нью-Йорка, изображённым в самом правдивом свете. Вечная ночь, грязь, отрывистая графика, тяжёлые тексты, больше похожие на слог Хармса или Гибсона. Цвет появлялся только на обложке, да и тот был красным — всё остальное только чёрно-белое, грузное и мрачное.
самый первый концепт «Черепашек»
Для начала углубимся в историю. Праотцами персонажей можно назвать Кевина Истмена и Питера Лэрда: именно эти двое разнорабочих, имеющих мечту, однажды не побоялись и попробовали вложить тысячу с чем-то долларов в одну авантюру. Начиная в съёмной квартире, друзья создали комикс, в корне отличающийся от привычных радужно-геройских выпусков того времени — герои любили пиво, а сюжет не брезговал убийствами и прочей жестью, явно не предназначенной для детишек.
Изначально всё пошло из лютого угара и проблемы «чем бы заняться» — Лэрд снимал квартиру со своей девушкой, а чуть позже к ним присоединился и Истмен. Им быстро надоело коротать вечера за телевизором, так что парни решили устроить художественный баттл, во время которого и появилось сначала одно пресмыкающееся, затем второе, ну а после их число было решено добить до четырёх.
Время шло, Лэрд и Истмен достаточно быстро пришли к успеху, тираж комиксов вырос с 3000 до 30000 тысяч копий. Ребята встали на ноги и ушли с основных работ, сделав «Черепашек» своим главным делом. Предложения от лицензионных агентов сыпались им на головы, но предложение они приняли только от одного.
Основным аргументом к принятию такого важного решения стало желание продлить жизнь своему детищу. Рано или поздно им пришлось бы закрыть комикс, но обоим авторам этого не хотелось, так что в целях продления жизнеспособности Леонардо, Рафаэля, Донателло и Микеланджело, был подписан контракт на три года.
Примерно с этого момента и началась история тех «Черепашек», с которыми мы знакомы с самого детства. Авторы оставили за собой безоговорочное право на оригинальные чёрно-белые комиксы, а вот компания, получившая право на продакшн, разыгралась на славу.
Было решено выпустить мини-мультсериал, где черепах сделали гораздо добрее, а их гардероб пополнился цветными повязками и ремешками. Целевая аудитория явно стала моложе, так что специально для них начали выпускаться игрушки, футболки, да и вообще всякого рода мерч.
Это был долгожданный успех, но он не принёс той радости, на которую рассчитывали авторы. Речь шла уже не о творчестве — вчерашние трудяги попали в мир большого бизнеса, к которому не были готовы.
В какой-то момент на них посыпались судебные обвинения: то они украли у кого-то «кавабанга», то комбенизон Эйприл, то вообще всю задумку «Черепашек», причем последнее было ножом в спину от компании, с которой они сотрудничали.
К счастью, их договор был составлен максимально компетентно и все права остались там, где нужно было, ну а в начале 90-х, на радость создателям, был выпущен первый художественный фильм «Черепашки-ниндзя», который был в большей мере адаптирован под оригинальный комикс. Итог: 9-е место среди самых кассовых фильмов 1990 года, 200 миллионов долларов, а также звание самого кассового независимого фильма того времени.
Дальше идёт сиквел, потом «Черепашки-ниндзя III», нацеленный на японский рынок, но так и не вышедший там, мюзикл, «Черепашки-ниндзя: Следующая мутация» с провальной идеей девушки-черепашки, ну а после продажа всех авторских прав каналу Nickelodeon и покой авторов, уже конкретно уставших от всего.
История создания нового мультфильма
Так потихоньку мы подобрались и к самому новому мультфильму, который мог и не выйти вовсе из-за провала последних проектов.
«Погром мутантов» — это пятый полнометражный фильм, а также седьмой продукт в серии, который добрался до кинотеатров. В этот раз студии, отвечающие за создание проекта, решили пойти ва-банк и изменить направление практически на 180 градусов. Фокусировка на этом мультфильме была настолько мощной, что все остальные проекты были поставлены на паузу, но это определённо того стоило.
Создаётся ощущение, что для успеха черепашек всегда нужны двое: продюсерами и соавторами сценария в этот раз выступили Сет Роген и Эван Голдберг, которые уже не раз работали в паре. «SuperПерцы», «Хорошие мальчики», «Пацаны», «Непобедимый», а также многое другое — всё это их рук дело. Даже не смотря фильм, уже можно понять, что за юмор будет кому ответить. Аналогично можно проанализировать и характер творений Джеффа Роу, который отличился своей историей про взросление («Митчеллы против машин», но про них мы поговорим немножечко попозже).
Команда, объективно, интересная. Что касается актёрского состава, то львиную долю каста здесь занимают совсем юные Мика Эбби, Шэймон Браун младший, Николас Канту и Брэйди Нун. Из «старожилов» киноиндустрии можно заметить Джеки Чана, Сета Рогена, Пола Радда, Айс Кьюба и, конечно же, ни один проект сейчас не может обойтись без Джона Сины (ради интереса посмотрите размер его фильмографии).
Отдельно хочется заметить небольшой факт — если обычно актеры записываются в студиях звукозаписи отдельно, то здесь руководство настояло, чтобы команда работала вместе. В одном сеансе могли участвовать семь актёров и это дало свои плоды. Ощущение, что во время фильма мы слышим действительно разговоры самых обычных подростков, которые переговариваются между собой, шутят и импровизируют, а это дорогого стоит.
Сначала мы записывали их по отдельности, и это просто не щёлкало, а потом они впервые встретились друг с другом, когда мы собрали их вместе в комнате, и это просто затрещало электричеством. Они ожили, переговорили друг с другом, и мы тут же выбросили сценарий, который у нас был, а потом пришлось начинать переписывать его так, как они говорили, и импровизировать.
Джефф Роу
Уже знакомый стиль
Самое главное и самое интересное. Как и предполагали авторы, мультфильм неизбежно сравнивают с «Человек-паук: Через вселенные», «Кот в сапогах: Последнее желание», «Митчеллы против машин» и множеством других уже вышедших фильмов, чья рисовка хоть отдаленно напоминает новых черепах. Местами, конечно, можно найти сходства, заново велосипед уже никто не придумает, но здесь картинка на экране неотрывно связана с содержанием и духом сюжета.
Джефф Роу, ранее ответственный за создание тех же самых «Митчеллов», в этот раз решил вдохновиться подростковыми рисунками. Он откинул в сторону идеальные пропорции и вылизанную аккуратность, попросив художников рисовать так, будто им по 16 лет, а в их арсенале есть только маркеры и гелевые ручки.
Отличительная особенность новых «Черепашек» — уникальный стиль, сочетающий в себе элементы двухмерной и трёхмерной анимации. Плоские задники с невероятными и местами кислотными пейзажами, карандашные контуры, нелепые злодеи, позабывшие о базовых вводных анатомии. Анимация одновременно похожа то на рисованную, то на пластилиновую (местами не покидало ощущение, что я смотрю «Робоцыпа»). Визуальная составляющая «Черепашек-ниндзя» местами напоминает «Чунгкингский экспресс», экшн-сцены вдохновлены фильмами с участием Джеки Чана, а местами и вовсе напоминают игру Fruit Ninja наперевес с драками в стиле Kingsman.
Дань уважения отдана и праотцам франшизы — вспоминаем первые комиксы с их нарочитой грубостью и угловатостью. После плавных и конвенциональных мультфильмов от Disney, Pixar, Dreamworks, «Погром мутантов» ощущается как глоток холодной колы из баночки, которую ты пьёшь тёплым весенним днем перед каникулами.
Вообще, команда потрудилась на славу. Многое в мультфильме было снято согласно принципу «синема верите», когда съёмки основаны на развёрнутых интервью и наблюдениях за реальными или искусственно провоцируемыми ситуациями. Иногда создаётся ощущение, что вы сами участвуете в событиях, показанных на экране. Представьте метод съёмки, который был использован, например, в сериале «Школа»: трясущаяся камера, особенно во время бега, а также все вытекающее из этого. Только если в обычных фильмах всё это снять достаточно просто, то в мультипликации это создает некоторые затруднения, которые иногда значительно увеличивают длительность разработки.
«Мы снимали это с рук, почти так, как будто [вы] в бегах, [как будто] вы тусуетесь с друзьями, они бездельничают, а в итоге пнули скейтборд в окно или дверь винного погреба, и им приходится бежать. Это то, что мы все делали, когда были подростками и попадали в беду. И это стало источником вдохновения».
Кент Секи
Создатели нового мультфильма о черепашках также не забыли и про дизайн самих героев. Если в оригинале они отличались незначительно, то здесь художники выразили индивидуальность каждого в отрыве друг от друга.
Рафаэль стал здоровяком, подстать своему вспыльчивому характеру, а мозг всей команды Донателло получил вид классического «ботана» из средней школы. Не забываем про прыщи, брекеты, а также бионические протезы у некоторых злодеев, скрюченные и карикатурные тела. Абсолютно каждый персонаж здесь уникален и отличим от остальных, в том числе от своих же версий в других мультфильмах.
Сплинтер, например, из спокойного и уравновешенного сенсея превратился в классического отца-одиночку в трениках. Про него, если честно, очень много хочется сказать, настолько он получился интересным. Мы видим не ниндзя в теле крысы, а видим просто уставшего и уже лысеющего мужчину, который задолбался носиться с четырьмя подростками и учить их уму-разуму. Разве что новая Эйприл оказалась достаточно спорной.
Но получилось, конечно, красиво. Как бы ни писали люди, что формат был полностью слизан с «Человека-паука», здесь вообще другая ситуация и другой прикол. Рисовка у «Черепашек» получилась крайне органичная и самостоятельная, что не может не вызывать чувство гордости за героев детства, особенно после того, что сделали с ними предыдущие фильмы.
Маркетинг и ещё раз маркетинг
Какие первые пять ассоциаций у вас возникают при мысли о «Черепашках»? Скорее всего, там будет что-то связанное с пиццей. Именно этим и воспользовалась Pizza Hut, когда объявила о новой рекламной кампании, включающей подземную доставку на станции метро Нью-Йорка, мобильную игру с дополненной реальностью, коробки для пиццы, посвященные фильму, и телевизионную рекламу. Даже в самом мультфильме была интеграция с компанией, а также с Doritos, плюс несколько слов о Мстителях, BTS и о концертах Адель.
Честно говоря, после маркетинговой бомбы в виде «Барби» писать о чьей-то кампании даже как-то неловко. Если сам фильм обошёлся примерно в 70 миллионов долларов, что является крайне скромной суммой, то затраты на рекламу пока что не разглашаются. Так или иначе, но партнёрами по продвижению фильма выступили:
- Fruit Ninja, которые добавили событие на тему мультфильма и дали игрокам возможность разблокировать Донателло;
- Pizza Hut, запустившая совместную рекламную кампанию в поддержку пиццы The Big New Yorker;
- Xbox, которая проводила лотерею по розыгрышу эксклюзивных контроллеров с ароматизаторами и дизайном, вдохновленным фильмом;
- Minecraft, в который добавлены персонажи и многое другое из фильма в эксклюзивном пакете скинов.
Помимо всех этих приколюх были классические маски в социальных сетях, интервью, офлайн мероприятия, плакаты, игрушки, но вишенкой на торте стало то, что студия нашла парня из вирусного ролика, который 16 лет назад сказал, что любит черепашек. Итог пересъёмки можете увидеть сами, кликнув вот здесь.
Чем хорош мультфильм
Один из главных плюсов данного мультфильма — баланс детского сюжета и не самого детского юмора. В целом, можно сказать, что получилось семейное кино, которое будет интересно смотреть всем. Не могу сказать, что это шедевр, который можно включать раз за разом, нет. Это лёгкий, забавный, в меру грузящий мульт, после которого остаётся приятное послевкусие хорошо проведённого времени.
На кадры приятно смотреть, саундтрек, как говорится, «качает», а шутки «на грани» заставляют игриво улыбнуться. Чего только стоит озабоченность Сплинтера доением…
Проблемы черепашек, показанные нам, более чем понятны, пусть даже мы и не купались в радиоактивной жидкости, и нас не воспитывала крыса. Вопрос о принятии самих себя в этом мире, сепарации от родителей, взросления в конце концов — в какой-то степени через это проходили все. Мы искренне переживаем за героев, когда они в опасности. Мы улыбаемся, когда с ними происходит что-то забавное. Вся мораль и суть лежат на поверхности, за ними не нужно нырять куда-то глубоко.
И да, там есть огромная лягушка с боевым топором. Если вы любите сюрреалистичных героев, состоящих, к примеру, из табуна лошадей, слепленных вместе, то этот мультфильм для вас.
Чем плох мультфильм
Если честно, как таковых минусов здесь нет. Единственное, мне немного не хватило хронометража: события стреляют одно за другим, что создает эффект «галопом по Европе».
Возможно, что это вкусовщина, но мне бы хотелось немного побольше спокойных сцен, особенно тех, которые рассказывают об интересной личной жизни Сплинтера в конце. Спойлерить не буду, но вас удивит то, что подготовили сценаристы. Также обидно, что не показали Шреддера, но, кажется, что мы его ещё увидим — спасибо затравочке в виде сцены после титров.
Что в итоге
Главным итогом, конечно, можно назвать тот факт, что создатели уже говорят о продолжении мультфильма.
Самые внимательные фанаты с первых минут заметили пасхалку в фамилии одного из главных антагонистов — Синтии Утром. Утромы — раса пришельцев, внешне напоминающих большие головы с щупальцами вместо конечностей. Выводы каждый делает сам, но есть вероятность, что во второй части нам покажут то, на что намекали, а также немножечко больше.
Было приятно окунуться в давно забытый мир, где каждый решал, каким героем он сегодня будет. И как сказал один хороший человек: «Черепашки очень хотели стать людьми, но они даже не представляют, как много людей в мире хотели стать ”Черепашками-ниндзя”».