Оригинальная Resident Evil 4 вышла в 2005 году и стала однозначным хитом. Удивительно, но в то время Сapcom пошла на серьёзные эксперименты, практически полностью изменив концепцию идеальной, но устаревающей трилогии survival-хоррров образца 90-х.
Знаменитую Resident Evil тогда изменили до неузнаваемости: убрали фиксированную камеру, переместив её за плечо главного героя, сделали акцент на экшене, сократив моменты исследования и количество головоломок. Да и сам сюжет сменил акцент с биологического оружия компании Umbrella на мистических паразитов Лас-Плагас.
Сейчас бы такой уход от канонического сеттинга и механик воспринимался неоднозначно, но авторитет геймдизайнера Синдзи Миками (создателя серии) сделал своё — четвёртая часть стала настоящим прорывом, изменив не только survival-хорроры, но и повлияв на всю индустрию в целом.
Стоит отметить, что Resident Evil 4 переиздавался множество раз на различных платформах, и даже выходил на PlayStation 4 в 2016 году. Но это был настолько ленивый порт, не имевший никаких улучшений, что о нём не стоит и говорить. В итоге спустя восемнадцать лет мы получаем абсолютно новый и современный взгляд на игру, равных которой нет до сих пор.
В роли агента Леона Кеннеди вы отправляетесь в европейскую деревушку на поиски дочери президента США — Эшли Грэм, которую похищает древний культ Лос Иллюминадос, проживающий в одном из регионов Испании. Сопровождающая вас пара полицейских погибает в первые десять минут игры, и вы оказываетесь наедине с целым регионом, населённым обезумевшими жителями.
Выясняется, что этот культ выполняет обряды с местными паразитами, что приводит к разного рода мутациям, но частичному сохранению разума. Этих заражённых никак не назовёшь зомби, да и ведут они себя довольно бодро и реалистично. Этот факт работает на геймплей, когда вместо медленных полу-трупов на тебя бежит толпа с оружием, окружая и реагируя на твои действия.
Сражения с местными занимают большую часть геймплея, и сделаны они настолько динамично и современно, что имеют мало общего с оригинальной игрой. Вы можете быстро переключать оружие, парировать любые атаки ножом, выполнять скрытые устранения — эти мелочи кардинально меняют ощущения от игры, только улучшая оригинальную задумку.
Но не думайте, что все эти улучшения упрощают прохождение. Разработчики постарались изменить баланс — толпы стали больше, а поведение заражённых более агрессивным и непредсказуемым. И если первые часы держат вас в напряжении, а вы стараетесь выцеливать каждую голову, то спустя некоторое время вы уже ловко расправляетесь со всеми, не замечая преград. Это очень обманчивое чувство — после каждого освоенного сегмента на вас натравливают новый тип противников, к которым вновь надо подстраиваться.
Так происходит до самого финала. Игра поощряет использование окружения, а разнообразное оружие, которое постепенно открывается у торговца, становится важным усилением, а не поводом разнообразить игру.
Главным же достоинством игры является её ритм и интенсивность происходящего. Время за игрой пролетает незаметно, а разнообразие локаций и различных ситуаций на них сравнимо с парком аттракционов. И если первые части серии были более камерными, то здесь фантазия разработчиков кажется просто безграничной.
Не хочется спойлерить и выдавать все секреты, но даже самое предсказуемое задание кончается каким-то безумным боссом или запоминающимся моментом, граничащим с абсурдом. Почти все легендарные моменты детально сохранены и преображены как визуально, так и геймплейно.
В игре довольно глубокий и запутанный сюжет, но со временем повествование обрастает новыми подробностями через немногочисленные дневники и новых персонажей. В их речах нет и секунды лишней экспозиции или затянутых монологов. Даже в самые важные для сюжета моменты, всё происходит динамично и быстро. Такой подход фокусирует вас на самом игровом процессе, а не на прослушивании или хождении за кем-то.
Помимо динамичного геймплея в игре есть время для свободного изучения локаций, поиска сокровищ и выполнения небольших побочных заданий. В некоторых пунктах торговца можно не только обновить арсенал, но и сходить на весёлое стрельбище, где можно выиграть небольшие улучшения для инвентаря.
Взаимодействие с торговцем вообще имеет важное значение для вашего прохождения. Вы будете активно продавать найденные безделушки и ненужное оружие или получать уникальные камни для обмена. Потраченные на улучшения деньги возмещаются при продаже.
Поэтому не стесняйтесь покупать новое вооружение, чтобы комфортно комбинировать ближний, средний, дальний бой и различные гранаты. Ощущение от оружия передано здесь на высочайшем уровне — вы тактильно чувствуете отличие каждого из них, а эффективно расправляться с толпами можно лишь используя весь возможный арсенал и окружение.
Омрачить может лишь целый список того, что так и не попало в ремейк из оригинальной игры (спойлер). Не считая различных реплик или откровенно бесящих уровней или врагов, можно отметить целый набор миссий за Аду Вонг, а также пару ярких и нестандартных локаций. Остаётся надеятся, что Capcom выпустят DLC, где компенсирует этот пробел. Ведь и в оригинальной игре 2005 года этой кампании не было — её добавили уже в обновлённом издании спустя годы.
Что ещё может испортить впечатление? Некоторые технические ошибки и странная анимация дождя, которую хоть и исправили, но она до сих пор выглядит странно. Иногда в тёмных локациях экран может сверкать и мигать маленькими вспышками, но такие вещи обычно поправляют парой патчей.
Игра работает в динамическом разрешении 4K с включенным рейтрейсингом на уровне 50 fps в режиме «Качество» на PlayStation 5, что является отличным результатом. Да, иногда некоторые объекты кажутся шероховатыми из-за фирменного фильтра, который невозможно отключить, но это совсем уж придирки.
Неважно, проходили ли вы оригинальную версию или впервые включаете эту игру — вас ждёт приключение высочайшего качества. Действительно достойная вашего внимания игра. Странных и необычных проектов такого уровня выходит крайне мало, а Resident Evil 4 является настоящей базой для всех современных экшенов от третьего лица и не только. Хочется в очередной раз хвалить Capcom и дать звание «лучшего ремейка», но количество вырезанного контента всё же немного расстроило.
Несмотря на это, разработчики провели колоссальную работу, а число улучшений и положительных изменений явно превышает осадок от вырезанных моментов. Ремейк Resident Evil 4 сделал доступным для всех одну из самых лучших видеоигр в истории, да ещё и в таком виде, что даже не все современные проекты стоят рядом.