В ноябре вышло немало классных фильмов: сиквелы «Чёрной Пантеры» и «Энолы Холмс», новый криминальный боевик Рассела Кроу «Покерфейс», биографический фильм «Ламборгини» об основателе знаменитой автомобильной марки, новый триллер Лоркана Финнегана «Дурной Глаз» и многие другие. Из большого набора премьер прошедшего месяца мы выбрали самые интересные на наш взгляд и решили рассказать вам о них поподробнее!
Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск
Открывает нашу подборку «Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» — телевизионный фильм Marvel о предрождественских приключениях знаменитой команды защитников космоса.
Действие фильма разворачиваются на Забвении — купленном Стражами у Коллекционера космическом поселении, за несколько дней до начала празднования Рождества на Земле.
Краглин Обфонтери, давний член банды Опустошителей и добрый друг Стражей, рассказывает Драксу и Мантис историю о том, как Йонду однажды испортил Квиллу Рождество. Друзья Звёздного Лорда решают исправить давнюю ошибку Йонду и устроить Питеру настоящий праздник, вручив в качестве подарка актёра Кевина Бейкона — кумира Квилла и, как они считают, опираясь лишь на рассказы о его ролях, величайшего героя Земли. Чтобы сделать сюрприз, герои отправляются на Землю, где их самих ждёт немало приятных и не очень неожиданностей.
«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» — это рождественский фильм-феерия, который сочетает в себе элементы мюзикла, комедии, супергеройского фильма Marvel и рождественского кино, и отлично работает на всех этих четырёх уровнях.
Если вы смотрели первую и вторую часть «Стражей галактики», и были в восторге от танцев Питера Квилла и его друзей, то здесь их стало больше. Более того, они превратились в музыкальные номера и добавили фильму тот самый элемент мюзикла, который, очевидно, в больших фильмах о космических героях был уместен лишь в начальных титрах, а здесь — смотрится как нельзя к месту.
Как комедия фильм тоже очень и очень крут, потому что, кажется, будто Джеймс Ганн и его команда сценаристов решили выбрать все шутки, которые уместно смотрелись бы в фильме о Стражах, и добавили их в фильм.
Дракс, как обычно, выкидывает какие-нибудь фразочки, над которыми смеётся только он, Ракета прикалывается над Грутом и т.д. Помимо прочего, Ганн с командой отлично отработали в комедийном плане внедрение в фильм реального человека — Кевина Бейкона: персонажи постоянно шутят над актёром и его ролями, и часто к ним отсылаются. Плюс присутствует несколько действительно забавных шуток над современной поп-культурой в целом, что тоже круто — и для Disney, и для Marvel, как для компаний, который создают очень большой пласт этой самой поп-культуры.
При этом «Стражи Галактики: Праздничный выпуск» остаётся фильмом Marvel как внешне, так и внутренне: в нём присутствует множество спецэффектов (хотя, как мне показалось, какие-то из них выглядят проще, чем в их обычных полнометражных фильмах, но в случае с телевизионным фильмом — это понятно), CGI-графики и т.д., а внутри — что особенно характерно для серии фильмов «Стражи галактики» — темы семьи и дружбы.
Нельзя не отметить и то, что фильм отлично встраивается в киновселенную Marvel с точки зрения истории. Джеймс Ганн и его команда заставляют зрителей вспомнить Йонду и подвиг, совершённый им во втором фильме, и рассказывают о том, как Звёздный Лорд получил свои знаменитые бластеры.
Всё это подаётся в подарочной обёртке душевного рождественского кино, в котором кто-то задержится на праздник домой, осознав, что для кого-то он может стать самым настоящим Сантой-Клаусом, но в котором в конце все друг другу обязательно вручат подарки и будут счастливы.
«Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» — действительно смешная и местами трогательная праздничная музыкальная комедия, которая обрадует и фанатов киновселенной Marvel и намного менее заинтересованных в супергеройских приключениях зрителей, ищущих классный рождественский фильм.
Чёрная Пантера: Ваканда навсегда
Следующая премьера ноября тоже от Marvel — «Чёрная Пантера: Ваканда навсегда», сиквел фильма о Ваканде и приключениях её короля, Чёрной Пантеры.
Действия фильма происходят через год после смерти короля Т’Чаллы. На Ваканду продолжает давить мировое сообщество, пытаясь заставить страну поделиться её уникальным ресурсом — металлом вибраниумом. А пока в залах собраний мирового сообщества не утихают дебаты, спецслужбы США используют детектор вибраниума, разработанный 19-летней девушкой-гением, для поиска мест за пределами Ваканды, в которых можно найти залежи уникального металла.
Однажды Штатам удаётся найти вибраниум в океане, однако нашедшие его дайверы пропадают, а корабль подвергается мощнейшей атаке. США обвиняют Ваканду в нападении на корабль, в то время как её тайно посещает Нэмор — принц подводного царства Талокан. Нэмор просит королеву Рамонду и принцессу Шури найти изобретателя детектора вибраниума, иначе он нападёт на Ваканду.
Шури и Окойе отправляются на поиски девушки-гения, в которых им помогает их давний друг — агент Эверетт К. Росс. Девушку по имени Рири Уильямс удаётся найти, однако до Ваканды им добраться не удаётся — на хвост садятся агенты ФБР, а их атакуют люди Нэмора, которые побеждают Окойе и забирают Шури и Рири в Ваканду. Окойе, Рамонда и Накия, возлюбленной короля Т’Чаллы, начинают операцию по спасению Рири и Шури, пытаясь не спровоцировать конфликт между Вакандой и Талоканом.
Во время просмотра сиквела «Чёрной Пантеры» кажется, что это и политический триллер, и драма, однако уже через час-полтора экранного времени становится понятно, что «Чёрная Пантера: Ваканда навсегда» — это обычный супергеройский фильм Marvel, входящий в четвёртую фазу кинематографической вселенной, в которой, судя по рейтингам и отзывам о фильмах и сериалах в неё входящих, Marvel сделала гораздо больший упор на сериалы и телевизионные спецвыпуски, чем на полнометражные картины.
Безусловно, в фильме есть немало элементов и политического триллера и драмы, но вопрос в том, как они вплетены в общее повествование, и как они на нём сказываются. Сюжетная линия с политикой здесь главным образом служит отправной точкой повествования — всё по большей части начинается с попыток других стран, и США в частности, надавить на Ваканду с целью получить вибраниум, и их попыток найти заветный металл.
Однако уже к середине фильма эта линия становится второстепенной, а к концу перипетии Нэмора и Шури с Рамондой, а также их личные драмы настолько перетягивают на себя внимание, что (уже не настолько многочисленные, как в начале) эпизоды, в которых члены правительства США думают над статусом Ваканды и их отношению к нему, кажутся попросту вырванными из общей канвы повествования. Безусловно, в них очень заметно раскрывается и развивается Эверетт К. Росс, но к концу они скорее лишь затягивают повествование и никак уже на него не влияют.
Элементы драмы намного более заметно сказываются на повествовании и общей картине. Во-первых, стоит отдать дань уважения Marvel за рефлексию смерти Чедвика Боузмана созданными ими персонажами. Компания не сделала вид, что ничего не произошло, будто сыгранный Чедвиком Боузманом персонаж улетел по делам в другую вселенную, а похоронила персонажа и посвятила умершему актёру фильм. Во-вторых, в фильме есть вторая драматическая линия, события которой толкают Шури к её превращению в Чёрную Пантеру и являются её мотиватором для борьбы с Нэмором. Эта линия действительно значима для сюжета, но она не делает из фильма драму-драму, а, скорее, ставит в ряд с остальными другими фильмами киновселенной Marvel.
Как один из ряда сиквелов и триквелов предыдущих фильмов «Чёрная пантера» действительно смотрится отлично. Тут присутствует и вышеупомянутые элементы драмы, и множество забавных разряжающих обстановку моментов, и умопомрачительные схватки, и путь становления героя, который проходит Шури. Кроме того, помимо демонстрации процесса развития новой Чёрной Пантеры, фильм вводит ещё и новых персонажей в киновселенную Marvel: Аттуму и Нэмора, которые в комиксах были довольно популярны. Судя по первоисточнику, Аттума должен в какой-то момент стать противником Нэмора, так что ещё один фильм с участием этих героев мы, скорее всего, увидим.
Однако для зрителей это отсутствие уникальности фильма может стать как плюсом, так и минусом. Если они ещё не устали от картин о супергероях комиксов Marvel, большинство из которых довольно однообразные, — значит, скорее всего, фильм им понравится, а если же устали, то нет.
И здесь встаёт резонный вопрос: «А что, раньше фильмы Marvel не были однообразными?». Возможно, и были. Однако каждый новый фильм о происхождении героев отличался («Первый Мститель» был драмой, «Человек-Муравей» ну очень самоироничной комедией, «Тор» — эпическим фэнтези и т.д.) а сиквелы и триквелы старались не просто привнести новых героев, но и добавить уже имеющимся какой-то глубины, показать их с разных стороны и привнести какое-то жанровое разнообразие («Первый Мститель: Другая Война» — шпионский триллер, «Тор 3: Рагнарёк» — красочная и очень бодрая комедия и т.п.).
Кроме того, раньше у режиссёров, которые работали с Marvel, было значительно больше свободы в реализации своих фантазий. Вспомнить того же Джеймса Ганна и его «Стражей Галактики», которые стали вовсе не «очередными «Мстителями», как это предрекали им скептически настроенные критики, а очень крутым комедийным боевиком, причём не столько о похождении команды ребят в трико, сколько о семье.
Судя по всему, эта творческая свобода авторов, которые работают с Marvel, осталась только у тех, кто снимает телевизионные фильмы и сериалы. Именно поэтому фильмы, входящие в четвёртую фазу киновселенной Marvel (за исключением четвёртого «Тора», пожалуй) и кажутся такими похожими — потому что параллельно с ними мы смотрим такие сериалы как: «ВандаВижн» — сюрреалистичную и местами довольно мрачную драму; «Сокол и Зимний Солдат» — криминальную и тёмную, но при этом местами забавную и ироничную по отношению к главным героям историю о похождении напарников, которые — каждый по своему — борются со своими внутренними демонами и повседневными проблемами, а посреди операций по раскрытию заговоров — выясняют отношения и пытаются подружиться.
Кроме того, в последнее время Marvel активно взялась за возрождение формата телевизионных фильмов, в котором она не боится экспериментировать: «Ночной оборотень» — монохромный (что вообще непривычно для фильмов Marvel) фильм-оммаж классическим фильмам ужасов, который расширяет киновселенную Marvel не только привнося в неё новых персонажей, но и жанровое разнообразие, новую визуальную составляющую и новый формат экранизации комиксов Marvel, в которых ещё немало персонажей, под которых можно вот так креативно стилизовать фильмы; вышеупомянутые «Стражи Галактики: Праздничный спецвыпуск» — очень крутой праздничный комедийный (почти) мюзикл, в котором и дополняются уже имеющиеся сюжетные ветки, и даётся новый ракурс, с которого мы можем посмотреть на известных нам персонажей.
Понятно, что такой большой компании как Marvel, гораздо прагматичнее и безопаснее ставить подобные эксперименты на менее крупнобюджетных проектах, чем полнометражные фильмы, однако раньше, как я уже упоминал выше, компания не боялась экспериментировать. И эти эксперименты были очень и очень удачными — вспомнить тот же триквел «Тора», сиквел «Первого Мстителя» или абсолютно феерическую дилогию «Стражей Галактики».
Над сиквелом «Чёрной Пантеры» никто экспериментировать не решился и фильм стал одной из многих картин Marvel, которая просто добавляет в киновселенную новых персонажей, но ничего нового ни в плане жанра, ни в плане способов повествования или раскрытия персонажей не привносит. И, пожалуй, главная функция «Ваканды навсегда» — это рефлексия смерти Чедвика Боузмана и его персонажа, и трибьют им.
Энола Холмс 2
Завершает нашу подборку продолжение приключенческого детектива «Энола Холмс» от Netflix.
Энола подаётся в частные детективы и открывает своё собственное агентство, однако клиентов у неё очень и очень немного. Люди, приходящие к ней считают, что она слишком юна для своего дела, принимают её за секретаршу Шерлока Холмса, и читают лекции о том, почему девушкам вообще не стоит заниматься подобными вещами.
В итоге у Энолы заканчиваются средства на содержание агентства, однако в отчаяние ей не даёт впасть девочка, которая обращается к Эноле за помощью в поисках внезапно пропавшей сестры. Во время своего расследования Энола узнаёт о тяготах жизни угнетённых женщин на спичечной фабрике, попадает на настоящий бал, вновь встречает свою любовь — виконта Тьюксбери, и помогает в масштабном расследовании своему брату Шерлоку, чьё дело, поставившее его в тупик, оказывается связано с исчезновением разыскиваемой Энолой девушки.
«Энолу Холмс 2» можно разделить на две части: первая — скучная и затянутая, а вторая — бодрая и более-менее интересная. Во время просмотра первой части создаётся впечатление, что персонажи — пожалуй все, кроме самой главной героини — не помнят, что произошло в первом фильме: Энолу всё ещё недооценивают клиенты, Шерлок к ней относится не как к коллеге, а как к девочке, которую он должен опекать, их мать снова пропала, а отношения Энолы и Тьюксбери очень робкие и ограничиваются перепиской по почте.
По большей части единственное, что заслуживает внимания зрителя в первой части — это само расследование исчезновения девушки. Следить за тем, как оно превращается в разгадку масштабной коррупционной схемы и частых проблем со здоровьем сотрудников, которые работают на спичечной фабрике, действительно интересно.
Уже во второй части вокруг этого расследования появляется какой-никакой сюжет, а персонажи становятся не копиями себя из первой части, а многогранными героями: Шерлок признаёт в своей сестре детектива и партнёра, и принимает тот факт, что ему иногда нужна помощь; вновь появляется мать Энолы, которая вызывается помочь дочери; Тьюксбери признаётся в чувствах Эноле, буквально сходит с обложек газет, на которых мы его видели почти весь первый час фильма, и начинает сражаться; сама Энола — учится работать в команде и не лезть на рожон.
И здесь у зрителей появляется вопрос: «А зачем тогда был нужен первый час фильма, кроме как для обозначения сложности дела, которое расследуют Энола с Шерлоком?» Ни для чего. Предпосылки к тому развитию персонажей и самой истории, которое происходит весь второй час фильма, были заданы ещё в конце предыдущей картины. Более того, поскольку в фильмах о приключениях Энолы главная героиня часто ломает чётвёртую стену, она сама вкратце рассказывает, что с ней произошло в первом фильме и что происходило в промежутке между двумя картинами.
Однако, судя по многим диалогам и действиям героев, создаётся впечатление, что ничего из того, что происходило в первом фильме, не было. Причём порой эта несостыковка вгоняет зрителей в ступор, поскольку некоторые предложения и признания, которые делают друг другу герои под конец фильма, вызывают вопрос: «А что, этого ещё не было?».
Понятно, что демонстрация отношения к Эноле как к ребёнку и человеку, который не способен вести хотя бы сколько-нибудь серьёзные дела, нужна для создания у зрителя образа того места, которое занимала женщина (даже такая гениальная как Энола) в конце XIX и начале XX века. Однако в фильме присутствует множество других демонстрирующих это эпизодов, гораздо более органично вплетённых в общее повествование. И да, вторая часть гораздо лучше смотрится как фильм об эмансипации женщин — сюжет фильма плавно подводит к реальным историческим событиям, произошедшим в Англии, и в частности, к первой женской стачке на спичечном заводе, после которой условия труда женщина навсегда изменились. И это действительно интересное и крутое решение авторов фильма.
«Энола Холмс 2» — очень странный фильм, который с точки зрения развития Энолы как персонажа, тех дел, которые она расследует и их вплетённости в исторический сеттинг делает действительно большой шаг, но с точки зрения развития общей истории и отношения персонажей к главной героине — лишь топчется на месте, по часу доводя сюжетные линии до того финала, к которому они могли бы прийти ещё в первые полчаса хронометража.