Релиз As Dusk Falls прошел максимально незаметно. Удивительно, но Xbox-эксклюзив, разработанный одним из главных дизайнеров студии Quantic Dream (Heavy Rain, Beyond: Two Souls), не вызвал должного интереса. Почему? Игре не повезло выйти одновременно со Stray (наш обзор), забравшей внимание всего игрового сообщества. Некоторых оттолкнул визуальный стиль интерактивного фильма, больше напоминающий визуальную новеллу. За два года с момента анонса игре так и не удалось привлечь внимания широкой аудитории, и очень жаль, так как внутри As Dusk Falls есть то, чего нет и не было в интерактивных блокбастерах для PlayStation.
Игра встречает вас несуразной сценкой, где один из главных героев играет с дочкой на заправке. Спустя несколько кадров на экране появляются ваша жена и пожилой отец. По пути в другой город вас подрезают деревенские подростки на пикапе, машина отказывается ехать, а вся семья остаётся ночевать в местном мотеле.
Но это не сюжет для фильма ужасов. Следом вам предстоит сыграть за одного из тех самых подростков, которые спустя пару часов вернутся в тот самый мотель, где начнётся большая заварушка.
Оказывается, что подростки только что ограбили дом местного шерифа. Для маскировки был выбран мотель, а наши герои из первой сценки становятся заложниками. Дальнейшее развитие событий зависит только от вас, и это не маркетинговый слоган.
В конце каждой главы вам покажут цепочку решений, а также пустые окошки событий, которые вы обошли стороной. Обычно это огромные ветки, где идёт одна ниточка ваших решений. Это говорит о том, что ошибиться можно на каждом шагу, а ваш выбор может открыть ещё несколько неочевидных линий, о которых вы можете никогда не узнать.
Сюжет делится на несколько глав, каждая из которых происходит с разными героями в разных временных линиях. Всё прохождение охватит около тридцати игровых лет, что у вас займёт около 7-9 часов. К сожалению, не все главы получились одинаково интересными и напряжёнными, но даже самое простое решение за какого-нибудь ребёнка повлияет на жизнь абсолютно незнакомого ему человека спустя пару десятков лет. Герои всех глав прямо или косвенно пересекутся, что не раз сможет вас удивить.
И если первые полчаса происходящее на экране кажется несуразным и глупым, то дальше вас начинает затягивять и интриговать всё сильнее. Суть в том, что вам сложно вникать в драму каких-то плоских картинок, но разработчики за короткое время проделывают колоссальную работу по раскрытию всех действующих лиц, да так, что спустя час-два вы будете знать все подробности жизни и мотивацию даже второстепенных персонажей.
Сюжет умело сочетает напряжённые триллер-сцены с элементами мелодрамы, что больше напоминает качественный сериал на шесть длинных серий, чем игру. За один час вы решите вопросы жизни и смерти, проблему отцов и детей, а потом раскроете секреты семьи. В этом и сила местного повествования: разнообразие ситуаций и многогранные характеры персонажей.
Визуальный стиль хоть и выглядит странно, но спустя час вы забудете про то, что перед вами рисунки актёров, а не оцифрованные модели. Мало того, что отказ от «живых» актёров в пользу артов выглядит странно и непривычно, так и сам игровой процесс превращается из «интерактивного кино» в «интерактивное слайдшоу».
К счастью, такой жанр уже есть, и называется он графической новеллой. Но это абсолютно не мешает игре рассказывать лихо закрученную историю, где ответственность за каждый шаг лежит на вас. В конце каждой главы вам покажут небольшую психологическую заметку, которая, проанализировав действия, даст оценки вашему характеру.
Всё ваше участие в игре заключается в трёх действиях: выбор ответа в диалогах или принятие важного решения, QTE-моменты с быстрым нажатием кнопок и исследование локаций, которое напоминает типичный квест, где можно лишь тыкать по активным предметам.
Но даже этих простых механик достаточно, чтобы вовлечь вас в прекрасную историю, которая действительно сплетается из самых мелких решений, не отвлекаясь на пустые и бестолковые блуждения по локациям в поисках каких-то предметов. Именно исследование локаций и пустые прогулки по ним меня больше всего раздражают в таких интерактивных фильмах. Обычно это самые ненужные моменты, которые просто растягивают время прохождения и не несут никакой ценности.
Тут же всё это упаковано в механику квестов 90-х, где перед вами комната с четырьмя-пятью предметами, а вам нужно определить, что из этого сейчас важнее достать или где может скрываться что-то нужное. Обычно в эти моменты включается таймер, чтобы добавить динамики, так что скучно тут точно не бывает.
В итоге это самая что ни на есть графическая новелла, но выполненная на запредельном уровне, полностью дублированная на русский язык (включая озвучку), где происходящее напоминает не какой-то фанфик, а высокобюджетный триллер с одной из стриминговых платформ. As Dusk Falls можно приводить в пример как одну из самых качественных интерактивных игр, где выбор действительно имеет последствия.
И пусть вас не смущает странный визуальный стиль. Это именно та игра, которую вам захочется перепройти, лишь потому, что тут нет плохих и хороших героев (как в «соневских» эксклюзивах Дэвида Кейджа), а вариантов развития сюжета настолько много, что любопытство точно победит и вы пройдёте игру ещё раз.