Британское искусство всегда считалось, скорее, искусством не для всех, чем всеобщим мейнстримом. Сериалов этот момент особенно касается. Да, несомненно, бывают тайтлы-бомбы, которые выстреливают на весь мир, но в основном проекты выходят довольно специфичные, для истинных любителей, а уж в техническом плане откровений так вообще не случается.
Недавно британский канал BBC Two представил новинку, напичканную именитыми актёрами. После постера и синопсиса в народе пошло очень много сравнений с сериалом «Террор» (а точнее, с его великолепным первым сезоном). Давайте же глянем, удалось ли отойти британцам от привычной топорности и так ли сильно сериал похож на своего собрата по сеттингу.
Завязка сериала нехитрая: мужчины честной судьбы встречаются на китобойном судне. Особенно отличаются доктор с тёмным прошлом в исполнении Джека О’Коннелла, помощник капитана в виде Сэма Спруэлла, ну и конечно же странный психоватый гарпуньер в исполнении Колина Фаррелла. Все персонажи максимально непонятные, мрачные, таят загадки. С таким симпатичным составом корабль отправляется ловить китов, за чем скрывается куда более серьёзная и мрачная цель.
С первой половины первой же серии понимаешь, что сериал из разряда разговорных, и как это иногда бывает с подобными сериалами, сперва сложновато перестроиться — тебе всё кажется слегка вялым и затянутым. Но как только ты переборешь это состояние, а Колин Фаррелл начнёт чаще мелькать на экране, то потихонечку втягиваешься в глубину истории и проникаешься жителями судна.
Чем глубже в море, тем темнее начинаются воды. Даже не с каждой серией, нет. С каждым последующим событием внутри серий история начинает разворачиваться на всю мрачную катушку, обнажая истинные цели и мотивацию людей, находящихся на корабле. Начинает показывать персонажей, какими они скрываются за своими масками. С каждой серией накал атмосферы, неуютность и мерзость растут, заставляя тебя с отвращением наблюдать за определёнными сценами, но в то же время не позволяя отвести глаза от экрана. Они заставляют почти переставать дышать, пока камера полностью показывает происходящее, не прерываясь на монтажные склейки, что вводит в своего рода транс.
Атмосфера безысходности, страха и неизвестности начинает давить не только на героев сериала, но и передаётся зрителю. Ты буквально на себе ощущаешь всю потерянность моряков, но при этом, от одного взгляда на гарпуньера в исполнении Фаррелла понимаешь, что это единственная скала уверенности на всём Севере. Этот контраст ощущается без слов, даже когда в кадре несколько героев. В сцене разговора доктора с гарпуньером в палатке словно весь мир вокруг зрителя замирает. Ты неотрывно следишь за этими перекидываниями фраз, а природный свет метафорично тускнеет, вторя накалу атмосферы.
Этот сериал о довольно жёстком и жестоком путешествии — ода эгоизму, корысти и коварности, всей животной природе человека, и выгоде, которую каждый ищет для себя сам. Где честь сталкивается с принципами, мораль с дилеммами, а в разных ситуациях разные качества преобладают над другими вверх. Одно обстоятельство влечёт за собой другое, один поступок влечёт последствия, и всё окрашивается тёмными тонами.
Я не просто так затронул в самом начале техническую сторону. Я был поражен (и это слабо сказано) великолепнейшим визуальным повествованием сериала. Оператор Николя Больдюк, который, кстати, работал над лентой «Враг» Дени Вилнёва, смог создать уникальную для сериала картинку. Прекрасные длинные кадры с наполнением в виде глубинных мизансцен, мерзкие крупные и красивые общие планы, завалы горизонтов, которые помогают прочувствовать состояние безумия героев. А учитывая, что очень много сцен снималось на природе, то это один из самых красивых сериалов. Серьёзно, всю красоту визуала невозможно передать словами, поэтому это надо смотреть на большом экране. Звук также великолепен и помогает прочувствовать картину ещё сильнее.
Актёры также справились великолепно со своими задачами, хоть и довольно сильно бросается в уши переозвучка, что слегка портит и атмосферу, и старинный сеттинг. Вишенка на торте — Колин Фаррелл. Актёр, за творчеством которого я наблюдаю почти 20 лет, чьи трансформации для ролей приводят в неимоверный восторг, чья харизма даже без слов заставляет падать челюсть вниз. От смазливого Александра до гигантского мерзкого китобоя. Я считаю эту роль Колина одну из лучших его ролей. Временами казалось, что в сериале никого и ничего нет, кроме Фаррелла и бескрайнего севера. И это прекрасно.
По итогу мы получаем великолепную и складную историю. И нет, сериал не похож на «Террор». Пусть у них и похожий сеттинг, но эта история более жестокая и прямолинейная, куда более погруженная именно в психологию человека. Это мерзкая история, но великолепный сериал. Безупречный симбиоз сюжета, диалогов, актёрской игры, картинки и звука — именно это называется искусством. Это именно то искусство, которое поглощает тебя с головой и не отпускает и в смехе, и в ужасе. Ради такого и должны сниматься фильмы и сериалы — чтобы быть искусством.