«Социальная дилемма» («Social Dilemma») — документальный фильм от Netflix, который сразу же после премьеры в сентябре оказался в списке десятки лучших потоковой платформы. Почему вы должны его посмотреть — читайте ниже.
О чём фильм
Документальная драма режиссёра Джеффа Орловски называет соцсети самой большой угрозой для человечества. Через интервью с инженерами Кремниевой долины и экспертами в области технологий и психологии, фильм повествует о том, как IT-компании манипулируют психологией человека с целью получения прибыли.
Один из из главных героев фильма — Тристан Харрис. Будучи специалистом по этике дизайна в Google, он пытался донести до корпорации, что соцсети и подобные технологии негативно влияют на людей, но столкнувшись с равнодушием руководства, покинул компанию и основал собственный «Центр гуманных технологий» (Center for Humane Technology) вместе с другими выходцами из Google и Facebook, чтобы бороться с последствиями собственных творений.
В течение полуторачасового фильма бывшие инженеры Facebook, Google, Apple и других компаний подробно рассказывают, как и зачем они создали механизмы отслеживания, обработки и управления поведением пользователей, и почему это плохо. Хотя этим же пользователям при просмотре может быть не всегда понятно, как именно работают эти механизмы.
Для наглядности фрагменты интервью чередуются с драматическим сюжетом о среднестатистической американской семье, члены которой пренебрегают друг другом из-за зависимости от смартфонов. На примере семьи иллюстрируются проблемы всех поколений, связанные с технологиями, но самые яркие эпизоды касаются подростков. Это новое поколение, которое выросло под влиянием социальных сетей, больше остальных подвержено рискам развития депрессии и тревожности. И это заставляет задуматься, какой мир ждёт нас в будущем.
Механизмы работы ИИ и его алгоритмов, которые сейчас встроены во все соцсети и не только, также иллюстрируются очень буквально, будто в нашем телефоне сидят маленькие хитрые программисты, которые знают о нас абсолютно все, торгуют нашими данными и формируют наши привычки так, как выгодно им. Выглядит это утрированно и оттого довольно забавно, но по сути позволяет осознать реальное и пугающее положение дел.
Почему его нужно посмотреть
Приложения, которыми мы пользуемся, в большинстве случаев бесплатны. Поэтому, чтобы получить финансирование и повысить цену акций, компаниям необходимо постоянно увеличивать количество времени, которое люди тратят на приложения. Вот причина, по которой компании всё больше углубляются в психологию и способы манипулирования сознанием, совершенствуя свои алгоритмы, чтобы удерживать людей на крючке.
Не могу сказать, что узнала об этом благодаря фильму. По образованию я рекламщик, а по профессии SMM-щик. Также для нашего блога я переводила статьи зарубежных авторов, касающиеся этой темы.
К примеру, в этой статье мы узнали, как Netflix с помощью дизайна интерфейса заставляет нас смотреть всё больше сериалов и фильмов. Забавно, что документалка вышла именно на этой платформе, которая по сути является тем же IT-гигантом, негативно влияющим на нашу эффективность и сон. В статье «Качество против количества. Как жить в эпоху медиа-изобилия» мы узнали, что множество компаний пытаются повторить успех Netflix, используя ту же бизнес модель. А здесь мы подробно рассказали об алгоритмах Spotify, которые, как и все остальные, собирают и анализируют информацию о нас, чтобы заставлять потреблять как можно больше контента.
Но как решить эту проблему? Что на этот счёт предлагают сами корпорации?
Из статьи Бенната Бергера мы выяснили, что крупные технологические компании создают такие программы, как как Screen Time от Apple, призванные ограничить нашу цифровую зависимость. Однако эффективность таких программ сводится к тому, что пользователи сами должны захотеть меньше отвлекаться на телефон. Но по большей части пользователи этого не делают, потому что дизайн приложений специально создан так, чтобы привлекать и удерживать внимание пользователя как можно дольше. Выходит, что Screen Time и подобные функции — это скорее отказ компаний от ответственности, чем решение проблемы.
Фильм заставляет задуматься о проблеме и начать чаще обращать внимание на своё экранное время, но только в последние две минуты эксперты дают конкретные советы, как уберечь себя от негативного влияния гаджетов: отключить уведомления и поставить ограничения на использование развлекательных приложений. О решениях со стороны технологических компаний речи и вовсе не идёт. Глобально, фильм, действительно, не предлагает решения. Есть ли у него другие слабые стороны?
На днях с критикой на фильм обрушился Facebook. Представители компании считают, что «Социальная дилемма» похоронила суть в погоне за сенсацией:
«Вместо того чтобы подробно рассказать о технологиях, фильм даёт искажённое представление о том, как функционируют социальные сети и создаёт из них козла отпущения, виновного в целом комплексе проблем современного общества. Создатели не представили точку зрения тех, кто работает в этих компаниях, не дали противоположное мнение, и не объяснили, что над многими из поднятых в фильме вопросов уже идёт работа. Вместо этого приводятся комментарии тех, кто не знает ситуацию изнутри».
говорится в блоге компании.
Facebook выделила семь тем, которые, по словам компании, неверно освящены в фильме: привыкание к соцсетям; идея, что пользователей приравнивают к продуктам; применение алгоритмов; защита личных данных; распространение контента, разделяющего аудиторию на два лагеря; вмешательство в политические выборы; ложная информация. С другой стороны, учитывая все последние скандалы вокруг Facebook, иного ответа от компании и не ожидалось.
Но я всё равно рекомендую посмотреть его вам. Во-первых, он красиво и динамично снят. Во-вторых, пролетает на одном дыхании. В-третьих, избавит вас от надобности читать огромное количество статей и просто наглядно покажет, что сейчас происходит в сфере новых технологий, и как они влияют на вас.
Однако даже когда вы будете знать, как вами манипулируют, в большинстве случаев вы будете не в силах сдержаться, увидев очередное уведомление на экране. Даже те самые инженеры и дизайнеры, создавшие кнопку «лайк», бесконечную ленту, автоматическую загрузку видео и другие инструменты, признаются, что не могут перед ними устоять.
И всё же, есть ли у нас надежда на светлое будущее? И есть ли идеи, как изменить всю систему «сверху»? Или только мы сами должны осознанно отказываться от технологий, находясь в постоянном стрессе от того, что можно пропустить что-то важное?
Чтобы ответить на эти вопросы, сразу после фильма рекомендую посмотреть TED-talk одного из его участников, Джарона Ланье, «Как нужно переделать интернет». Ланье — учёный в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность» и один из крупнейших изобретателей в истории человечества. Он объясняет, почему поиск, соцсети и весь интернет должен быть платным, и почему это, на самом деле, более выгодно как корпорациям, так и пользователям. Также рекомендую посмотреть лекцию вышеупомянутого Тристана Харриса «Как усовершенствованные технологии помогут нам сосредоточится». Он предлагает решение проблемы с помощью более продуманного дизайна приложений.
Какими бы ни были выводы и итоговое решение, радует, что все больше людей признают наличие проблемы и открыто говорят об этом. Ну а признание проблемы, как мы все знаем, это уже первый шаг на пути к её решению.