23 сентября на Netflix состоялась премьера фильма «Энола Холмс» — семейного детектива о приключениях сестры знаменитого сыщика с Милли Бобби Браун и Генри Кавиллом в главных ролях.
В основе фильма лежит одноимённый любительский роман Нэнси Спрингер, события которого происходят в 80-х годах XIX века в Англии, где, в одном из поместий, со своей матерью Эудорией Холмс проживает 15-летняя Энола.
Однажды, в шестнадцатый день рождения девушки, её мать пропадает. Первым делом Энола решает обратиться к свои братьям — гениальному сыщику Шерлоку и высокопоставленному чиновнику Майкрофту. Однако, братьев судьба матери, видимо, не сильно беспокоит — Шерлок слишком занят своими делами, а Майкрофт, похоже, только об исчезновении матери и мечтал, ведь теперь он может получить поместье, а взбалмошную сестру отправить в школу-пансион.
Энола, понятное дело, ни в какой пансион не собирается, да и к пропаже матери она относится куда серьёзнее братьев, а потому девушка сбегает в Лондон, по дороге в который Энола спасает жизнь молодому лорду. Теперь им вместе предстоит разгадать семейную тайну юноши, найти мать Энолы, а главное — не попасться на глаза Шерлоку, Майкрофту и загадочному наёмнику, который пытается убить молодого лорда.
История развивается последовательно и логично. Однако хронометраж в 2,5 часа и его использование вызывает вопросы. Зритель, например, часто видит флэшбеки из детства главной героини, которые никакой ценности для повествования не несут. Так каждый раз, когда Энола с кем-то сражается, мы видим одну и ту же сцену её тренировки из детства, что к концу фильма начинает несколько раздражать.
Кроме того, внутри самой истории почти ничего нет. Очевидно, что авторы фильма решили взять на себя довольно трудную задачу с точки зрения смысловой нагрузки фильма — они хотели сделать семейный детективный фильм с актуальной феминистской повесткой и, к сожалению, не смогли.
Для семейного фильма в «Эноле» очень мало каких-либо интересных тем, хотя в рамках такого сюжета можно было бы и ту же тему семьи развернуть, и проблему взросления и переходного возраста поднять. Причём, необязательно было делать многоуровневую историю, в которой и дети, и взрослые найдут, над чем подумать, как это делает Pixar, например. Достаточно было двух-трёх смысловых линий: для зрителей постарше и для зрителей помладше, но и тех здесь нет, увы.
«А как же феминистская повестка?» — резонно спросите вы. К сожалению, почти никак. Да, мать Энолы не желала отдавать её в пансион, чтобы та стала «правильной женой и ответственной матерью», и да, Энола и молодой лорд действительно выглядят наиболее прогрессивными персонами среди остальных консервативно-настроенных персонажей, и да, здесь есть движение женщин, которые собираются учинить чуть ли не революцию в случае, если закон о равноправии женщин и мужчин на выборах в Англии не примут. Вот только под конец вся линия феминизма утопает в исторической повестке, к которой, кстати, тоже есть вопросы, поскольку общество викторианской Англии было менее прогрессивным и существование такого персонажа как Энола в подобном сеттинге выглядит немного необычно.
Как детектив фильм тоже работает плохо, поскольку детектива как такового здесь и нет. Линия с тайной семейства молодого лорда оказывается предсказуемой, и догадаться, кто есть кто, можно за полчаса до окончания фильма. Линия с исчезновением матери Энолы выглядит очень странной и не проработанной, и под конец фильма заставляет думать, что Майкрофт и Шерлок были отчасти правы во мнении об Эудории.
Кстати о персонажах, они, подобно истории, довольно пустые. Исключением является, пожалуй, только Энола в исполнении Милли Бобби Браун — она действительно живая и очень добрая героиня, которая пытается помочь окружающим её людям и животным, рискуя своей жизнью и поступаясь всякими правилами общества того времени, однако не лишена она и некоторой жестокости по отношению к своим противникам.
Другие же персонажи намного менее прописанные. Шерлока Холмса, которого играет Генри Кавилл, очевидно, пытались сделать неоднозначным персонажем, который с одной стороны — понимает Энолу и поддерживает её, а с другой — всё ещё придерживается консервативных взглядов. Но в итоге у них получился не определившийся персонаж, который вроде и за взгляды своей сестры, и всё ещё против феминизма. Своей пресловутой гениальности Шерлок здесь тоже лишён — все тайны в первую очередь разгадывает Энола. Энграммы, похож, не конёк легендарного детектива.
Майкрофт в исполнении Сэма Клафлина — не харизматичная высокопоставленная шишка, а алчный подлец, который до конца стоит за свои убеждения и деньги. Спутник Энолы, молодой лорд, которого играет Луис Патридж, в меру прогрессивный и отважный юноша, который, очевидно, пытается добиться внимания Энолы.
Миссис Холмс в исполнении Хелены Бонем Картер — пожалуй, самый странный персонаж ленты. Она сбегает из дома, но оставляет дочери подсказки, как её найти. Она, очевидно, готовит протестные акции, но не говорит Эноле об этом, даже когда всё уже встало на свои места. У неё довольно странные цели и такие же средства их достижения.
Сопереживать или чувствовать какую-то эмоциональную близость с персонажами, к сожалению. не получается. И, самое обидное, что это проблема не актёров, которые, к слову, здесь невероятно талантливые, а сценаристов. Увы.
За что фильм можно похвалить? За атмосферу и визуал. С самого начала картина погружает вас в живописные поместья близ Лондона и отправляет в путешествие по викторианской Англии: серый Лондон с его спешкой и бродягами; красивейшие зелёные луга и заводы, из которых валят густые клубы дыма. Всё проработано до мелочей. Но только этого — мало, для хорошего фильма.
Что в итоге? Авторы «Энолы Холмс», очевидно, хотели снять семейный детектив с актуальной повесткой, звёздным актёрским составом и атмосферой викторианской Англии — но не смогли. Для семейного фильма в нём маловато смысловой нагрузки, разгадка тайн становится очевидной где-то в середине фильма, актуальная повестка утопает в историческом сеттинге, а большинству актёров просто не прописали достаточно глубоких и интересных персонажей. Зато с атмосферой викторианской Англии всё нормально, но стоит ли смотреть ради неё фильм? Вряд ли.