Обзор сериала «1899». Получился ли у создателей «Тьмы» новый шедевр?

17 ноября на Netflix вышел главный хит месяца — мистический триллер от создателей культового сериала «Тьма». Каким получился «1899» и удалось ли немецким сценаристам Барану бо Одару и Янтье Фризе переплюнуть самих себя? Давайте разбираться.

Учитывая тот факт, что сравнения «Тьмы» и «1899» никак не избежать, стоит немного освежить память. Первый хит немецких сценаристов был выпущен в 2017 году на той же платформе Netflix, он неожиданно выстрелил и снискал популярность по всему миру. Научно-фантастический сериал смешал в себе много интересного: путешествия во времени, философские рассуждения и многочисленные тайны и загадки.

Не дожидаясь выхода всех трёх сезонов «Тьмы», в 2018 году создатели приступили к воплощению новой задумки. По словам Янтье Фризе, идея создания «1899» появилась у неё на фоне европейского миграционного кризиса и «брексита». В итоге сценарий пилотного эпизода был готов в июле 2020 года. Съемки сериала стартовали уже в мае 2021-ого, их завершили достаточно быстро — спустя полгода.

«Тьме» в своё время пришлось набирать просмотры и популярность за счёт сарафанного радио и положительных отзывов кинокритиков. Сериал «1899» зрители действительно ждали, многие с огромным нетерпением предвкушали новый шедевр от прославившейся пары сценаристов.

О чем идёт речь в новом триллере

Сюжет разворачивается в 1899 году, когда группа разношерстных эмигрантов отправляется из Европы в Америку в поисках воздуха свободы и лучшей жизни. Более тысячи пассажиров намеревались пересечь океан на борту парохода «Цербер» (Kerberos), однако по пути с ними происходит непредвиденное. Команда корабля получает сигнал от пропавшего 4 месяца назад судна «Прометей». По воле случая они находят его в открытом океане и решают подняться на борт в поисках выживших людей. С этого момента открывается ящик Пандоры.

Рассказывать дальше сюжет будет настоящим кощунством, так как обойтись без спойлеров не получиться, от слова совсем. Поэтому постараемся рассказать об основных минусах и плюсах сериала, не вскрывая всех карт и не разрушая интриг.

Новой «Тьмы» не получилось?

Проводя параллель с «Тьмой», в глаза сразу же бросается тот факт, что сценаристы вновь решили упомянуть древнегреческие мифы. Названия кораблей явно были выбраны не просто так. Например, «Цербер» в мифах являлся трёхголовым сторожевым псом, не дающим мёртвым сбежать из преисподней. Так и корабль в «1899» не даст своим пассажирам просто так покинуть свой борт.

Также в сериях можно увидеть ещё одну визитную карточку Барана Бо Одара и Янтье Фризе — различные аналоговые машины. Весьма интересно наблюдать, как шоураннеры вписывают в эпоху 19 века непонятные опутанные проводами технологии, цифровые экраны и гаджеты в стиле ретрофутуризма. Возможно, иногда подобная картинка может показаться совсем уж нереалистичной, однако когда подобное волновало авторов?

Не обошлось и без ещё одной узнаваемой фишки — любви к символам. На одном из них буквально строится всё шоу. В данном случае речь идёт о треугольнике (или пирамиде). Порой этот знак даже появляется в зрачках персонажей, настолько он важен в сериале.

Известно, что основная часть съёмок проходила в виртуальной студии с использованием технологии LED-Volume на основе игрового движка Unreal Engine (такую же технологию ранее использовали при создании «Мандалорца»). Создателям удалось добиться красивой и интересной картинки, однако иногда при просмотре может показаться, что название «Тьма» выбрали немного не для того сериала.

Зачастую из-за приглушенных и мрачных цветов на экране сложно что-либо разобрать, так что смотреть эпизоды явно стоит в хорошем разрешении и желательно на большом экране. Тем более что в «1899» полно различных деталей, которые стоит рассмотреть, начиная от костюмов пассажиров, заканчивая вышеупомянутыми символами, вписанными в антураж корабля.

Некоторые зрители уже обратили внимание на атмосферный звук, который можно услышать при просмотре (прослушивании) в формате Dolby Atmos. Но даже если смотреть «1899» по старинке через обычные колонки телевизора или ноутбука, то в принципе есть чем насладиться. В сериале звучат хорошо подобранные треки, начиная с опенинга White Rabbit (Jefferson Airplane) в кавере Eliot Sumner. Песня идеально подходит к «1899», так как она перекликается с содержанием произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

При просмотре становится понятно, что эффект «кроличьей норы» в данном контексте весьма близок к тому, что происходит в сериале. Особенно удачно песня иллюстрирует последние эпизоды. Хотя не стоит забывать, что ранее данный хит использовали в десятках фильмов, и чаще всего он ассоциировался с употреблением психоделиков. Возможно, создатели решили, что песня просто хорошо ложится на общую атмосферу безумия.

По задумке шоураннеров каждый эпизод заканчивается не только очередным клиффхэнгером, но и хорошим треком. В сериале также можно услышать: Troop — Spread My Wings, Heems — Killing Time, Blue Öyster Cult — Don’t Fear the Reaper, Black Sabbath — The Wizard, Jimi Hendrix — All Along the Watchtower и другие песни. С одной стороны, такой выбор рок-хитов можно назвать беспроигрышным, с другой — может показаться, что создатели не сильно заморачивались с поисками хороших саундтреков и просто взяли что-то хорошо знакомое. 

Отличительной чертой «1899» стал актерский каст. В главной роли снялась британская актриса Эмили Бичем, также в сериале можно увидеть валлийского актёра Анейрина Барнарда (телесериал «Белая королева»), Мигеля Бернардо (известного по роли Гусмана в сериале «Элита»), Антона Лессера («Игра престолов»), а также польского актера по имени Мацей Мусял («Ведьмак»). Из «Тьмы» на одну из главных ролей пригласили Андреаса Пичмана, он сыграл капитана корабля.

По задумке все пассажиры парохода оказались разделены не только классово, но и по национальному признаку, так как каждый из них говорит на своём собственном языке. В эпизодах можно услышать немецкую, французскую, польскую, испанскую и датскую речь. Смотреть «1899» лучше в оригинальной озвучке с субтитрами, иначе можно потерять важный подтекст, заложенный авторами.

Непонимание между пассажирами — важная часть повествования. Оказавшись в сложной ситуации, людям приходится коммуницировать друг с другом и пытаться вместе искать ответы на казалось бы, неразрешимые вопросы. Кроме того, можно заметить, что одна часть экипажа явно с недоверием относится к другой, так как команда состоит из представителей различных национальностей. Ещё одним из интересных моментов стала любовная линия двух персонажей, которые совершенно не понимают языков друг друга.

К минусам в данном случае хочется отнести тот факт, что под конец сериала вся эта тема с разобщённостью начинает куда-то пропадать. В некоторых сценах персонажи общаются каждый на своем языке, но, кажется, что они уже начинают каким-то мистическим образом понимать друг друга. Иногда они просто переходят на английский или немецкий язык.

Основным минусом и отличием «1899» от «Тьмы» стало некоторое отсутствие логики и ответов на возникающие у зрителей вопросы. Если в прошлом своём творении немецкие сценаристы чётко разложили все по полочкам и объяснили правила, по которым работает мир, то в данном случае повествование больше похоже на чей-то дурной сон без смысла. С каждой серией сюжет всё больше напоминает кошмар с погонями и блужданием в коридорах подсознания.

Некоторыми моментами «1899» крайне напоминает культовый сериал «Lost». В нём также использовали приём с языковым барьером и также действовали на нервы зрителям — каждый новый эпизод вызывал всё больше вопросов, но на них никто не спешил давать никаких ответов. Кажется, что вместо острова на этот раз главных героев просто заперли на корабле.

Нельзя не отметить, что Netflix всё же наложил некоторый отпечаток «повестки» на сериал. Некоторые зрители даже предположили, что стриминговый сервис взял создателей «Тьмы» в заложники и заставил напихать толерантности в каждую щель. Однако в целом в данном многонациональном и разнообразном касте персонажей всё смотрится весьма органично и не чужеродно, так что рвотных рефлексов, как, например, в том же «Песочном человеке» не вызывает.

И казалось бы, вроде всё в новом сериале норм, и сюжет необычно-мудрёный, и актёры классные, однако кажется, что Баран бо Одар и Янтье Фризе несколько перестарались и слишком затянули повествование. По сути всё действо сериала можно было легко сократить с 8 до 6 или даже 5 серий.

Сюжет «1899» тянется как невкусная жвачка, он кажется нудным и скучным. Некоторые сцены выглядят абсолютно лишними и бессмысленными, так как не дают никаких ответов на вопросы. Можно подумать, что их ввели для того чтобы раскрыть персонажей и зритель мог бы им посочувствовать, но тоже нет. Большинство героев так и остаются загадочными и не вызывают каких-то сильных эмоций. По итогу выходит, что всё самое интересное сценаристы запихали в последние 20 минут сериала. Зачем было размазывать эту странную попытку в интригу —непонятно.

Обидно ещё и то, что в конце вразумительных ответов зрителю так и не дают. Но не будем спойлерить, возможно кому-то увиденного покажется более чем достаточно для финала. 

Плагиат???

В целом можно подумать, что «1899» сделали просто смешав в одну кучу «Матрицу», «Шоу Трумана» и «Остаться в живых». Однако не всем так показалось. Большое возмущение высказала художница Мэри Каньин — в своём аккаунте в Twitter она создала тред, в котором обвинила шоураннеров в плагиате. Якобы создатели украли идею сюжета и некоторые элементы из её комикса Black Silence («Чёрная тишина»). Художница опубликовала кадры из сериала и сравнила их со своим комиксом, показав как иллюстрации похожи на то, что показал Netflix.

Мэри Каньин уже заявила, что будет до последнего пытаться доказать, что произошла намеренная кража её идей. По словам художницы, она уже получила поддержку от множества людей, которые также заметили сходство «1899» и комикса. Не исключено, что девушка наймёт адвоката и будет судиться с создателями сериала.

Не ясно, есть ли у автора комиксов какие-то шансы засудить сценаристов сериала или стриминговую платформу, которая его выпустила. Но не исключено, что такая попытка может повлиять на дальнейшую судьбу «1899». В настоящее время о запуске второго сезона ничего не сообщается, однако открытая концовка сезона как бы намекает, что он может быть.

Сейчас «1899» получил на «Кинопоиске» оценку 7,5 из 10, а на IMDb 8 из 10. Просмотр новинки займет около 8 часов, которые в целом не жалко потратить на несколько нудное, но всё равно интересное повествование. В любом случае «1899» выделяется на фоне множества других фантастических сериалов и так или иначе заслуживает хотя бы разового просмотра.

Похожие материалы