17 лет iPod. Вспоминая культовые плееры Apple

«Этот проект полностью изменит Apple. Через десять лет мы будем зарабатывать на музыке, а не на компьютерах».

Тони Фаделл, отрывок из книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс».

Ровно 17 лет назад был представлен первый iPod — девайс, навсегда изменивший мир цифровой музыки. Глупо отрицать, что именно айподы перевернули рынок портативных музыкальных плееров, предложив покупателям сперва невероятно удобное управление в очень компактном корпусе, а следом и потрясающий магазин легальной музыки. 

Первый iPod позиционировался как аппарат, способный уместить 1000 песен в кармане, имел 5 ГБ внутренней памяти в виде 1,8 дюймового жёсткого диска, работал до 10 часов и стоил 399 баксов. 

История разработки этого девайса полна интересных фактов и необычных деталей.

«Джобсу этот проект был особенно дорог из-за его любви к музыке. Существовавшие на тот момент плееры, как он говорил коллегам, были «полным дерьмом». Фил Шиллер, Джон Рубинштейн и другие сотрудники были с ним согласны. Во время работы над созданием iTunes они постоянно проклинали Rio и остальные плееры. «Мы просто поливали их грязью, — вспоминал Шиллер. — Они вмещали по 16 песен, а пользоваться ими было просто невозможно.

Главной проблемой было отыскать крошечный, но вместительный жесткий диск. В феврале 2001 года Рубинштейн в очередной раз отправился в Японию, к поставщикам Apple. В конце плановой встречи с Toshiba инженеры упомянули, что у них в лаборатории есть новый продукт, который будет готов к июню — крохотный 1,8-дюймовый жесткий диск (размером с серебряный доллар), вмещающий 5 ГБ памяти (около тысячи песен), — и они не знают, что с ним делать. Когда Рубинштейн увидел этот диск, он сразу понял, как его можно использовать. Тысяча песен в кармане! Гениально! 

Джобс тогда тоже был в Японии — он произносил главную речь на токийской конференции Macworld. Тем же вечером они встретились в отеле Okura, где остановился Джобс. 

— Я знаю, как это сделать, — сказал ему Рубинштейн. — Всё, что нужно, — чек на десять миллионов долларов.

Джобс тут же выписал чек, и Рубинштейн начал переговоры с Toshiba — он хотел получить эксклюзивные права на все жесткие диски, которые могла произвести компания. К тому же он начал искать человека, способного возглавить команду разработчиков».

Отрывок из книги: Уолтер Айзексон. «Стив Джобс».

 

Этим человеком стал Тони Фаделл — талантливый программист, инженер и предприниматель, основавший три компании ещё во время учёбы в университете и пытавшийся продать идею собственного портативного плеера компаниям RealNetworks, Sony, Philips и даже Palm. 

Когда Рубинштейн позвонил ему и предложил присоединиться к Apple для работы над «маленьким электронным устройством», Фаделл заявил, что ему нет равных в этом вопросе, но принял предложение не сразу, хотя был музыкальным фанатом и яростно горел желанием создать собственный плеер. 

Пытаясь сохранить независимость, Фаделл хотел остаться внешним консультантом, но Рубинштейн буквально заставил его подписать договор, поставив на кон весь отдел разработки (около 20 человек) и судьбу самого музыкального плеера:

«— Тони, если ты не переходишь к нам, мы не будем работать над проектом. Решай сейчас — ты с нами?

Фаделл взглянул ему в глаза, повернулся к сотрудникам и спросил:

— В Apple принято заставлять людей подписывать контракты?

После паузы он согласился и неохотно пожал Рубинштейну руку.

«У нас с Джоном в течение многих лет были натянутые отношения», — вспоминал Фаделл. 

«Он меня так и не простил», — говорил Рубинштейн».

 

Так кто же в итоге стал создателем самого первого iPod? Фаделл или Рубинштейн?

«Фаделл и Рубинштейн были обречены на постоянные конфликты: каждый считал, что именно он — создатель iPod. С точки зрения Рубинштейна, он за несколько месяцев до запуска проекта получил от Джобса задание, нашел жесткий диск Toshiba и придумал, какими должны быть экран, аккумулятор и прочие необходимые элементы. Затем он поручил Фаделлу, чтобы тот соединил все воедино. 

Рубинштейн и другие сотрудники, которых раздражал внешний вид Фаделла (прим.ред.: он одевался в стиле кибер-панк, красил волосы и вёл себя вызывающе), прозвали его Тони-Пижони. Однако, по мнению Фаделла, он давно вынашивал идею создания передового MP3-плеера. Прежде чем согласиться сделать его в Apple, он пытался продать эту идею другим компаниям.

Вопрос, кому iPod в большей степени обязан своим существованием и кто заслуживает право называться его «отцом», еще несколько лет будет обсуждаться в интервью, статьях, на сайтах и даже страницах «Википедии».

Отрывок из книги: Уолтер Айзексон. «Стив Джобс».

 

Однако, все ключевые решения по основным принципам дизайна и управления будущем плеером iPod были приняты Стивом Джобсом на одном из внутренних собраний. 

«Фаделл показал макеты — они были сделаны из пенопласта, причем для большей реалистичности внутрь он вставил рыбацкие грузила, чтобы макет весил столько же, сколько будущее устройство. В первом макете был предусмотрен разъем для портативной карты памяти, и Джобс отверг этот вариант как слишком сложный. Второй подразумевал использование динамической оперативной памяти — она стоила недорого, но в случае полного разряда аккумулятора все данные стирались. Этот вариант Джобса также не впечатлил. 

Затем Фаделл сложил вместе несколько деталей, чтобы показать, как примерно будет выглядеть устройство с 1,8-дюймовым жестким диском. Джобс заинтересовался. И тут Фаделл театральным жестом поднял миску, под которой скрывался готовый макет этого варианта.

«Я надеялся, что нам еще удастся немного поиграть в «Лего», но Стив моментально утвердил версию с жестким диском, и именно в том виде, в каком мы её представили, — вспоминал Фаделл. Его это поразило. — Я привык к тому, как подобные вещи решались в Philips: там пришлось бы провести ещё много встреч с презентациями в PowerPoint и бесконечными обсуждениями».

Теперь наступила очередь Фила Шиллера.

— Могу я выдвинуть своё предложение? — спросил он, вышел из комнаты и вернулся с несколькими макетами iPod — в каждый из них было встроено прославившееся впоследствии колесо управления. — Я размышлял над списком песен. Слишком утомительно по сто раз нажимать кнопку, чтобы найти нужную песню. Не лучше ли использовать колесо?

Благодаря этому колесу можно было перемещаться по списку из сотен песен, «поворачивая» его большим пальцем, увеличивая или уменьшая скорость движения. Джобс воскликнул: «Вот оно!» — и велел Фаделлу и инженерам браться за работу».

Отрывок из книги: Уолтер Айзексон. «Стив Джобс».

Простота — вот ключевая идея, вокруг которой вертелось создание iPod. Из него сознательно вырезали все сложные функции, излишние для карманного устройства или вызывающие раздражение. Вместо этого все подобные операции предполагалось поручить компьютерам Mac. 

За названием iPod тоже не стоит никакой сложной истории. Его придумал один из копирайтеров компании, предложив назвать плеер просто словом Pod по аналогии с космической капсулой. Джобс добавил к нему букву i, чтобы название соответствовало другим продуктам компании. 

Конечным дизайном устройства занимался Джони Айв. 

«Джони Айв много раз вертел в руках макеты iPod и пытался понять, как должен в итоге выглядеть готовый продукт. И однажды, во время утренней поездки из Сан-Франциско в Купертино, его вдруг осенило. Лицевую панель надо сделать белой, сказал он своему спутнику, а к ней должна идеально прилегать задняя из полированной нержавеющей стали.

«В большинстве карманных устройств есть что-то бросовое, — говорил Айв. — Они не несут на себе никакого культурного отпечатка. Я горжусь тем, что iPod выглядит как нечто значимое, не одноразовое».

Под белым цветом имелся в виду белоснежный. 

«Наушники, провода и блок питания — все должно было быть белоснежным».

«Остальные запротестовали: наушники бывают только черными! — вспоминал Айв. — Но Стив тут же понял меня и согласился, что наушники будут белыми. В этом цвете есть что-то благородное». 

Белые провода наушников стали неотъемлемой частью культа iPod. Айв впоследствии сказал:

«В этом было что-то вечное и уникальное. К тому же белый — это сдержанный, лаконичный цвет. Он не виляет хвостом перед каждым. При этом в белых наушниках-каплях было что-то смелое. Потому я и люблю белый: это вовсе не нейтральный цвет. Это цвет спокойствия — яркий, но не кричащий».

Отрывок из книги: Уолтер Айзексон. «Стив Джобс». 

Джобс представил iPod публике 23 октября 2001 года. «Подсказка: это не Mac» — дразнило приглашение. Когда после рассказа о технических характеристиках плеера пришло время его продемонстрировать, Джобс не стал, как обычно, срывать бархатный покров со стола, а вместо этого сказал: «Кстати, он у меня с собой!» — и вытащил из кармана джинсов сверкающий белоснежный iPod.

— Это маленькое чудо может хранить до тысячи песен и при этом помещается в кармане!

Он сунул плеер обратно в карман и под всеобщие аплодисменты сбежал со сцены. 

Поначалу гики отнеслись к iPod скептически — особенно к его цене в 399 долларов. В блогах шутили, что слово iPod расшифровывается как idiots price our devices: «идиоты потребовали огромных денег». Но вскоре продажи взлетели до небес. 

Так получилось, что iPod символизировал саму суть Apple: связь поэзии и электроники, творчества и техники — и в придачу к этому простой и оригинальный дизайн. Его было просто использовать, потому что Apple предлагала комплексное решение: компьютер, разъём FireWire, плеер, программное обеспечение и управление контентом. Как только вы доставали iPod из коробки, вас поражала его красота; рядом с ним все остальные музыкальные плееры выглядели так, словно их сделали в Узбекистане.

Со времен первого Mac в Apple не было продуктов, которые бы настолько продвинули компанию вперёд. 

«Если кто-нибудь спросит, зачем существует Apple, теперь у нас есть отличный ответ», — сказал Джобс в интервью со Стивом Леви для Newsweek. 

Отрывок из книги: Уолтер Айзексон. «Стив Джобс».

Джобс пустил на рекламу iPod около 75 млн долларов — в сто раз больше, чем в то время могли позволить себе конкуренты. Создателями знаменитого рекламного силуэта с белыми проводами стали Джеймс Винсент, Сьюзан Алинсанган и Дункан Миллер — сотрудники рекламного агентства Ли Клоу, автора рекламных компаний 1984 и Think Different.

Так этот плеер навсегда вошёл в историю.

Каждый следующий плеер компании продолжал или улучшал заложенные в первое устройство принципы. Мы решили рассказать вам о личном опыте использования самых разных поколений iPod членами нашей команды.

Первый iPod у меня был от Samsung. Тогда я отчаянно противился всем этим модным людям с белыми наушниками и купил фантастический Z Metal. Всё было настолько плохо, что когда появился iPod touch, из «Евросети» за углом я гордо вынес первый сенсорный самсунговский P2. К счастью, к 2010-му я немножко подлечился айфонами и был абсолютно очарован квадратненьким iPod nano шестого поколения, который был просто фантастическим плеером будущего.

Очень средний звук, минимальная функциональность и всё такое, но его можно было носить на запястье, черт возьми, до всех этих Apple Watch! Плеер я любил настолько, что даже после потери первого смело купил второй и бегал с ним (очень удобно, кстати) года до 2014-го. Валяется где-то до сих пор, напоминая о неописуемых впечатлениях, умилении и большой любви. 

Арсений Петров, @diamagneticru

 

Свое знакомство с айподами я начал с iPod Shuffle. Тогда я только начинал бегать, а потому искал компактный и удобный плеер с приличным звучанием. Shuffle выбрал из-за возможности крепить его на одежду (да, тогда я ещё не выбирал Apple «просто потому что»). В итоге остался очень доволен: с музыкой пробежки становились всё дольше, а плейлист всё объёмнее. Сейчас старичку уже 4 года, но по нему и не скажешь — крепкий, чертяка.

Второй айпод у меня появился в прошлом году благодаря друзьям. У нас в компании принято дарить вещи, связанные с кино и музыкой, а потому мне подарили iPod Classic. Шикарный аппарат: надежный корпус с задней крышкой из металла, удобная навигация при помощи сенсорного кольца, гигантский объем памяти — 80 ГБ! Я закачал в него основу своей музыкальной коллеции, в результате чего от 80 ГБ осталось 13, но заполнить память до конца мне так и не удалось.

В итоге плеер стал для меня постоянным спутником в путешествиях, чтобы лишний раз не разряжать смартфон и слушать музыку даже там, где нет интернета. Ах да, за год я заряжал его 3 раза. Больше и сказать нечего.

Антон Ризванов, Big Geek

 

Знакомство с техникой Apple у меня началось как раз с iPod touch на 8 ГБ. Тогда они только появились, и отчим привёз мне его в подарок из Лондона! Поэтому я им очень гордилась. И не смотря на то, что у меня тогда был годный смартфон HTC, все фотографии я начала снимать на айпод. Я делала на нём всё: слушала, читала, смотрела, играла, мне было приятно просто держать в руках этот зеркальный тонкий айпод с закруглёнными краями. 

Однажды, он у меня жестко упал, от чего вход для наушников погнулся, а ещё был случай, когда у меня сломались наушники и сам джек остался внутри входа. В общем, этот малый пережил многое. 

Ему уже 7 лет и я бережно храню его в квартире у родителей, никому не даю его трогать и форматировать. Там всё ещё стоит iOS 6, хранится вся моя старая музыка, которую я слушала, пока ехала 1,5 часа на электричке до колледжа. Даже когда у меня появился iPhone, я всё равно слушала музыку на айподе. Года три я его использовала, а потом просто отложила, так как он стал очень плохо держать зарядку, ну и музыку я начала уже слушать тогда на телефоне. 

Но он действительно напоминает мне о крутых годах, поэтому я его вряд ли его когда-нибудь утилизирую, пусть хранится и вызывает ностальгию. 

Ксения Боенкова, @ksushsquirrel

 

Мой первый айпод — последний представитель линейки Shuffle в цвете Space Grey. Был куплен в 2015 году в порыве стремления заняться бегом по утрам. От плеера ничего особенного не требовалось, а конструкция в виде маленького квадратика с прищепкой показалась оптимальной, плюс мне всегда хотелось прикоснуться к айподам и этой всей культовой ерунде, связанной с ними, потому что у многих друзей были айподы из самых разных поколений — классики, тачи, шафлы, но я изначально для себя решил, что лучше выберу смартфон с нормальным звуком, чем буду таскать два аппарата каждый день. Однако для пробежек этот вариант не подходил.

Мне сразу же понравилось простейшее управление, и даже заливка треков через iTunes не вызвала никаких неудобств. Создал плейлист для бега, добавил туда самые бодрящие треки, синхронизировал — готово, можно бежать. Комплектные наушники, простые Earbuds, ещё даже не EarPods, я так и не распаковывал, бегал с наушниками от iPhone, который у меня к тому времени уже появился.

Позднее я перешёл на связку из Apple Watch (в них можно заливать треки с айфона) и беспроводных наушников, да и со смартфоном в итоге бегать стало не так обломно. Если iPhone 5S был толстеньким, то все дальнейшие айфоны становились тоньше и тоньше, и при беге практически не мешали, находясь в кармане или в поясной сумке.

iPod Shuffle, после того как я обзавёлся Apple Watch, пролежал ещё пару лет без дела, пока не нашёл себе нового владельца в лице одной моей хорошей подруги, которой в дальнюю поездку с несколькими перелётами потребовался простенький плеер с хорошим звуком. А звук у него до сих пор будет получше многих флагманских смартфонов. 

В 2017 году Apple прекратила производство iPod Shuffle и iPod nano. Теперь в таком компактном формате для пробежек можно купить лишь Apple Watch. Можно сказать, что эти часы виноваты в смерти компактных плееров Apple. 

Максим Курмаев, @max_kurmaev

 

Мне тоже посчастливилось быть пользователем iPod. Я начал с модели touch второго поколения. Для меня touch стал входным билетом в дивный мир iOS-девайсов, как, наверное, и для многих. Стоил он что-то около 8000 рублей, отец отстоял за ним какую-то дикую очередь. Странно, ведь, приобрели мне его даже не на старте продаж. 

Это был потрясающий девайс. iPhone для тех, кому не хватало на iPhone. Тогда я познал кайф мобильного гейминга, подумав, что тот подобрался к уровню портативных консолей. Я тогда играл в Avatar по одноименному фильму Джеймса Кэмерона, где был открытый мир и возможность ездить верхом. Как жаль, что мобильной игровой революции так и не случилось. 

Первое знакомство с iOS повергло в шок красотой картинки и плановостью анимаций. Тогда такой уровень был в диковинку, особенно при условии, что основным телефоном в то время у меня был LG KP500 с ужасным сенсорным резистивным пластиковым экраном против большого (по тем меркам) стеклянного ёмкостного дисплея в iPod touch.

Ах да, музыка! Как же я любил потрясающей красоты обложки альбомов, которые можно было перелистывать, как настоящие упаковки виниловых пластинок. Данный девайс действительно позволял прикоснуться к музыке. К сожалению, в нынешнем «плоском» дизайне потерялась часть того шарма. 

iPod — это, конечно, про музыку, но touch стал универсальным развлекательным комплексом в очень компактном корпусе. Собственно, с этого устройства началась моя зависимость и любовь к технике Apple, чему я несказанно рад!

Иван Кудинов, @kudinov

 

Со своим iPod nano 6-го поколения я познакомился чудом – спасибо программе замены первого nano, который к тому времени давно уже пылился в ящике стола. Звучит смешно, но я до сих пор иногда им пользуюсь, ведь он нереально крутой и удобный, а батарейка до сих пор живая и работает примерно столько же, сколько последние Apple Watch. А ведь именно этот маленький плеер был их прототипом – каких только ремешков под него не делали! Многим этот nano казался несуразным в момент выхода, зато потом за остатки в продаже люди чуть ли не дрались.

Вообще у меня было много разных iPod. Например, я до сих пор помню чудо с iPod touch второго поколения, когда после выхода обновления прошивки там внезапно появился Bluetooth с A2DP для подключения беспроводных наушников – это действительно было Magic и даже Amazing. На самом деле, многие знали, что там это есть – таков удел гиков, но для большинства юзеров это был огромный сюрприз.

Георгий Чикашев, Big Geek

 

А какие iPod были у вас? Наверняка с ними связано множество интересных историй. Поделитесь ими в комментариях!

Похожие материалы