Будущее наступает: 10 фильмов об отношениях машин и людей

Недавно Артемий Лебедев заявил, что его студия разработала технологию машинного обучения, которая выполнила вместо людей-дизайнеров более двух десятков коммерческих проектов, в том числе логотипы для агентства «Взрывной пиар», YouTube-шоу «Пора валить» Руслана Усачева и т.д.

Здорово, правда? Для нас — однозначно, а вот Стивен Спилберг, Ридли Скотт, Алекс Гарленд и другие режиссёры-фантасты представляли себе участие ИИ и роботов в нашей жизни несколько масштабнее. Оно, безусловно, будет только расти, и когда-нибудь мы будем общаться с искусственным интеллектом как с членом семьи, а подобные «нейронке» студии Лебедева технологии будут использоваться повсеместно.

Но пока этого не произошло, мы предлагаем вам посмотреть десять фильмов об искусственном интеллекте, его взаимодействии с людьми и возможными последствиями этой интерактивности. 

Искусственный разум

Открывает нашу подборку картина «Искусственный разум» — известная научно-фантастическая драма Стивена Спилберга.

Сюжет фильма основан на рассказе Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на всё лето», действия которого разворачиваются в XXII веке на Земле, где глобальное потепление привело к таянию полярных льдов и затоплению береговых линий, что, в свою очередь, вынудило правительство США принять законы, которые ограничивают деторождение.

В результате действий властей появляется новый класс роботов — человекоподобные андроиды, которые способны эмулировать мысли и эмоции. Теперь люди («орги») и роботы («мехи») вынуждены жить вместе. Однако когда один из инновационных прототипов робота-ребёнка по имени Дэвид программируется на проявление бескорыстной любви, члены его человеческой семьи оказываются неподготовленными к последствиям подобного чувства. 

Внезапно Дэвида выгоняют в странный и опасный мир. Теперь ему предстоит найти надёжного соратника и разгадать тайну своего происхождения.

Интересно, что изначально фильм был задуман Стэнли Кубриком в 1969 году. Кубрик вынашивал идею картины около тридцати лет, а к началу её съёмок ушёл из жизни. Стивен Спилберг в память о легендарном режиссёре реализовал его идею и создал отличный фильм об искусственном интеллекте, его неспособности уживаться с людьми, а главное — о неспособности людей принять собственные создания, превзошедшие своих творцов.

В главных ролях: Хэйли Джоэл Осмент, Джуд Лоу, Фрэнсис О’Коннор, Сэм Робардс, Джейк Томас.

Режиссёр: Стивен Спилберг.

2001: Космическая одиссея

Один из моих любимых фильмов, лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда по версии Американского институт кино, а по версии международных кинокритиков — лучший во всей истории мирового кино — всё это о легендарной «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. 

Картина рассказывает о череде встреч человечества с загадочными чёрными монолитами, которые воздействуют на ход его эволюции. Первая состоялась на заре истории. Вторая произошла на Луне в ходе освоения человеком космического пространства. Во время последней монолит испустил мощное излучение в сторону Юпитера, где люди обнаружили ещё один монолит гораздо больший, чем лунный. 

Чтобы изучить монолит, на Юпитер отправляют экспедицию «Дискавери». На время полёта исследователей поместили в состояние анабиоза, а управление космическим кораблям доверили двум пилотам NASA и инновационному бортовому компьютеру HAL 9000, который способен имитировать человеческие эмоции. 

Однако знания о природе человеческих эмоций и логические алгоритмы — не единственное, что содержит в себе компьютер. HAL 9000 знает истинную цель экспедиции, о которой участники экипажа даже не догадываются. 

Философские мотивы, красивейшие декорации, невероятные композиции Рихарда Штрауса, Иоганна Штраусса, Дьёрды Лигети и Арама Хачатуряна, и, конечно, идеи ответственности искусственного интеллекта перед людьми и людей перед ним, а также наличия у ИИ эмоций — всё это делает «Космическую Одиссею» поистине уникальным фильмом.

В главных ролях: Кир Дуплеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер, Леонард Росситер.

Режиссёр: Стэнли Кубрик

Она

«Фантастическая мелодрама об искусственном интеллекте? Почему бы и нет?» — подумал Спайк Джонс и снял фильм «Она».

Фильм повествует о приключениях Теодора — молодого писателя, купившего новую техническую разработку — операционную систему, которая призвана исполнять любое желание пользователя. Неожиданно для себя Теодор открывает в операционной системе не только ассистента, но и друга, и даже свой любовный интерес — между писателем и системой завязывается роман. 

«Может ли человек полюбить искусственный интеллект?», «Может ли он ревновать ИИ?» — именно на такие вопросы фильм «Она» заставляет зрителя найти ответы. Спайк Джонс снял без преувеличения отличный фильм — картина была высоко оценена как зрителями, так и критиками.

В главных ролях: Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон (голос ИИ), Эми Адамс, Руни Мара, Крис Пратт.

Режиссёр: Спайк Джонс;

Я, робот

Говоря о теме искусственного интеллекта в кино, нельзя обойти стороной картину «Я, робот», снятую по мотивам цикла произведений Айзека Азимова «Три закона робототехники».

События фильма происходят в 2035 году, где роботы стали привычной частью быта и главными помощниками людей, однако ряд консерваторов, в том числе и главный герой, полицейский Дэн Спунер, видит в них не надёжных ассистентов и предмет обстановки, а угрозу. Однажды Спунер берётся за расследование дела об убийстве, к которому оказывается причастен робот.

В частности, речь идёт о возможном нарушении «Закона о роботах», согласно которому робот никогда не поднимет руки на человека, что в принципе невозможно. Главному герою предстоит приложить максимум усилий, чтобы раскрыть это дело, ведь если робот действительно смог нарушить закон, то уже ничто не остановит их от захвата контроля над людьми, тем более, что человечество уже давно полностью зависит от роботов. 

Узнав о скорой премьере фильма, потенциальные зрители и критики ожидали получить просто фантастический боевик с Уиллом Смитом в главной роли, но в итоге «Я, робот» превзошёл все ожидания и стал одним из культовых научно-фантастических фильмов, который поднял темы психологии роботов, отношений между ними и людьми, а также этики искусственного интеллекта. 

В главных ролях: Уилл Смит, Бриджет Мойнэхэн, Алан Тьюдик, Джеймс Корнуэлл, Брюс Гринвуд.

Режиссёр: Алекс Пройас.

Бегущий по лезвию

Лучший фантастический фильм в истории по мнению учёных, опрошенных британской газетой The Guardian, обладатель премии «Хьюго», трёхкратный победитель премии «Золотой Глобус», двухкратный номинант премии «Оскар» — всё это о культовом «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта. 

Фильм снят по мотивам романа Филиппа Дика «О чём мечтают электроовцы?», действие которого разворачивается в 2019 году в Лос-Анджелесе, где детектив в отставке Рик Декарт возвращается на службу, чтобы найти возглавляемую командиром боевого отряда Роем Батти группу киборгов, которые сбежали из космической колонии на Землю. По информации полиции, сбежавшие собираются встретиться с Эндолом Тайлером, главой корпорации, которая ставит эксперименты над кибернетическим интеллектом. Декарду предстоит выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

«Бегущий по лезвию» — один из столпов киберпанка и кибернуара в кинематографе; фильм, который пропитан философскими идеями и ставит перед зрителем немало вопросов: «где проходит грань между человеком и репликантом?», «насколько человечны люди?», «что будет с нами, когда мы сможем создавать себе подобных андроидов?» и «справится ли человек со своими обязанностями, когда решит взять на себя функции Бога?», но ни на один из нет не отвечает — зритель должен найти ответы сам.

В главных ролях: Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Шон Янг, Эдвард Джеймс Олмос, М. Эммет Уолш.

Режиссёр: Ридли Скотт.

Бегущий по лезвию 2049

Продолжаем тему бегунов, лезвий и репликантов — «Бегущий по лезвию 2049». Действие фильма происходит в 2049 году, через 30 лет после событий, описанных в «Бегущем по лезвию».

Кей — репликант новой модели, выполняющий обязанности «бегущего по лезвию». Во время выполнения одной из миссий, Кей сталкивается с репликантом-фермером Саппером Мортоном, на его ферме он находит останки женщины-репликанта, которая умерла при родах 30 лет назад — это показывает, что репликанты могут размножаться естественным путём. 

Узнав о существовании ребёнка, командование приказывает Кею устранить его. В процессе поиска «чуда» Кей узнаёт страшную тайну о своём прошлом — она способна нарушить существующий порядок и вынуждает главного героя начать поиски Рика Декарда, главного героя оригинального фильма. 

«Бегущий по лезвию 2049» — удивительный гибрид артхауса и блокбастера, самое настоящее визуальное произведение искусства и сиквел, каким он должен быть — он не ни в чём не превосходит оригинал, но и ни в чём ему не уступает. Фильм невероятно красив, обладает потрясающей атмосферой киберпанка и продолжает тему сосуществования человекоподобных машин и самих людей.

В главных ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас, Сильвиа Хукс, Джаред Лето.

Режиссёр: Дени Вильнёв. 

Терминатор 2: Судный день

Можно долго спорить о том, какая часть «Терминатора» лучшая, и в какой момент у авторов франшизы закончилась фантазия, но отрицать тот факт, что «Судный день» был самым «умным» фильмом серии, нельзя.

Как вы помните, в этой части Сара уже стала матерью, и начался обратный отсчёт времени до того момента, когда её сын Джон Коннор поведёт за собой людей на войну с машинами. Однако Skynet не оставляет попыток изменить будущее и отправляет в прошлое нового почти неуязвимого терминатора T-1000, который способен принимать самые разные обличия — он должен любой ценой уничтожить Джона. На помощь будущему спасителю человечества приходит перепрограммированный сопротивлением терминатор предыдущего поколения. Киборги вступают в схватку, от которой зависит судьба человечества. 

Именно вторая часть франшизы о машинах-убийцах из будущего начала развивать тему отношений людей и машин, а также подняла темы судьбы и её неизбежности. 

В «Судном дне» T-800 из робота, запрограммированного на сохранение объекта, превращался в действительно человекоподобное существо с чувствами — между ним и Джоном завязалась настоящая дружба, а их отношения стали больше похожи на отношения отца и сына. Более того, у самого зрителя возникали тёплые чувства к холодной металлической машине. Кроме того, вторая часть серии пролила свет и на человеческую природу возникновения техногенной катастрофы — в частности, в фильме уделялось большое внимание Майлзу Дайсону, его, на первый взгляд, невинному творению и этике подобных изобретений. 

Как это ни странно, но именно продолжение первого «Терминатора», который рассказывал, что машины захватят мир и попытаются уничтожить человечество, раскрыло эти самые машины заново и показало, что они могут стать друзьями и верными соратниками людей. А идеи последних — причиной их же уничтожения.

Нельзя не отметить и технических достижений самого фильма — «Судный день» стал настоящим первопроходцем в использовании компьютерной графики в кинематографе, что также нередко отмечали критики — картина была удостоена четырёх премий «Оскар», в том числе за лучший звук, монтаж звука, грим, а также за лучшие визуальные эффекты. 

В главных ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик, Эрл Боэн.

Режиссёр: Джеймс Кэмерон.

Из машины 

«Из машины» — довольно успешный режиссёрский дебют британского писателя и сценариста Алекса Гарленда. 

Фильм рассказывает историю программиста Калеба, который получает возможность провести неделю в доме своего руководителя Нейтана. Прибыв на место, Калеб узнаёт, что ему предстоит принять участие в эксперименте с первым в мире искусственным интеллектом. В центре эксперимента — тест Тьюринга, однако он спланирован так, что Калеб знает, кто перед ним, а задача машины — доказать ему, что она может не только принимать входящую информацию, но и осознавать её истинное значение, а также чувствовать. О том, чем может обернуться эксперимент, не знает никто — ни Калеб, ни Нейтан.

Гарленд подошёл к теме искусственного интеллекта, рассматривая его как бомбу замедленного действия, которая просто ждёт своего часа, а также как полноценного участника человеческого общества. Гарленд поднял вопросы не только этические, но и правовые — имеет ли человек право управлять машиной, если та может думать и обладает сознанием? Не являются ли носители искусственного интеллекта новой расой? И т.д. 

Фильм «Из машины» получил множество положительных отзывов. В частности, критики и зрители хвалили картину за непредсказуемый сюжет и новый подход к теме искусственного интеллекта, а также за визуальные эффекты, за которые, кстати, авторы картины были удостоены «Оскара».

В главных ролях: Донал Глисон, Алисия Викандер, Оскар Айзек, Соноя Мидзуно, Кори Джонсон. 

Режиссёр: Алекс Гарленд.

Матрица

Несколько другим путём к теме взаимодействия искусственного интеллекта и человека подошли сёстры Вачовски (ранее братья Вачовски) в своём научно-фантастическом боевике «Матрица».

Фильм рассказывает историю офисного работника Томаса Андерсона, который по совместительству является хакером по имени Нео, для которого не существует недоступной информации. Но однажды его жизнь кардинально меняется — он узнаёт, что мир вокруг него есть иллюзия, люди — источник питания для искусственного интеллекта, который поработил человечество, а Нео — единственный, кому под силу изменить расстановку сил в этой опасной и чужой реальности.

Инновационность взглядов Вачовски заключалась в том, что в их фильме не робот поселился в мире людей, а человечество существовало в мире, созданном машинами. Кроме того, в этот сюжет режиссёры заложили огромное количество культурных кодов и отсылок. Обсуждая её аллегорический смысл, зрители и критики пришли к выводу, что наиболее полное соответствие идее «Матрицы» заложено в мифе о Пещере Платона.

Среди источников вдохновения были названы гностицизм, киберпанк и, конечно, хакерская субкультура. Кроме того, к ним причисляют повести Айзека Азимова, гонконгские боевики и аниме, «Алису в стране чудес» и т.д. «Матрица» получилась очень атмосферной историей, пропитанной философскими мотивами и культурными кодами, не раз удостоенной различных премий, в том числе четырех статуэток «Оскар».

В главных ролях: Киану Ривз, Лоренс Фишберн, Кэрри Энн-Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер.

Режиссёры: Лана Вачовски, Лилли Вачовски.

ВАЛЛ-И

Что!? Да! «ВАЛЛ-И», как и другие мультфильмы Pixar, довольно многогранен и рассказывает не только о миловидном роботе-муосоропогрузчике, но и о взаимоотношениях между искусственным интеллектом и человечеством, и о ленивых людях. Впрочем, обо всём по порядку. 

Мультфильм рассказывает о приключениях робота-мусоропогрузчика ВАЛЛ-И, который трудится на опустевшей Земле, очищая планету от гор мусора, которые оставили после себя отправившиеся в космос люди. Однако, спокойная жизнь милой машине не светит — ВАЛЛ-И обнаруживает растение, а на Землю прибывает ЕВА, внеземной оценщик растительности, который за последнее время успел приобрести несколько человеческих качеств. 

Вместе героям предстоит встретить новых друзей и врагов, подняться к звёздам и даже изменить к лучшему жизнь своих создателей, которые совсем забыли о родном доме. 

Как я упомянул ранее, «ВАЛЛ-И» довольно многогранен — в нём раскрываются самые разные темы: наше наплевательское отношение к окружающему миру, которое привело к настоящей экологической катастрофе; человеческая лень, вылившаяся в ожирение и полное обескультуривание всего человечества, которое настолько привыкло полагаться на искусственный интеллект и различные цифровые технологии, что его представители, сами того не понимая, попали в настоящую информационную зависимость от ИИ. 

Люди в мультфильме становятся бездумными трутнями и практически асоциальными существами, тогда как ВАЛЛ-И и трудится, и мюзиклы обожает, и в ЕВУ влюбляется. Внезапная любовь робота кардинально меняет его жизнь — ВАЛЛ-И борется за ЕВУ и добивается её, в то время как люди, усевшись в свои левитирующие кресла, не замечают даже собственных близких. Однако, именно благодаря любви двух машин, человечество выходит из-под контроля  ИИ, и вновь обретает чувства.

«ВАЛЛ-И» получил довольно высокие оценки критиков и зрителей, а также был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший анимационный фильм».   

Режиссёр: Эндрю Стэнтон

Похожие материалы